Хотите посмотреть наяву сон? Датский остров в Атлантике между Исландией и Гренландией. Там дуют такие ветры, что там нет деревьев – только поля изумрудной травы и горизонт. Остров называется Göta (Ёта), и чтобы увидеть его, не нужно идти в кино, смотреть картинки или записываться на сеанс гипноза. Нужно просто включить песню «Göta» «The Real Group» и закрыть глаза.
Говорят, что после концертов шведской джазовой пятерки «The Real Group» меломаны долго не могут оправиться от впечатлений. «В 2004 на концерте в Петербурге чопорная публика филармонии визжала, свистела и топала ногами от переизбытка эмоций». Не знаю, как насчет зрителей в Тайване или ЮАР, но на московском концерте 28 ноября в Доме музыки, действительно, было так. «The Real Group» – это пятеро не очень молодых шведов: три мужских голоса (бас – Андерс Джалкеус, баритон – Педер Карлсон и тенор – Андерс Эденрот) и два женских (сопрано – Маргарита Ждалкеус и альт – Катарина Хенрисон). Шведы выступают в редком жанре пения «а капелла» и достигли в этом грандиозных успехов. Американская Ассоциация Хоровой Музыки назвала их лучшими вокалистами мира! Среди множества наград и зрительских симпатий у RG есть и Грэмми, и платиновые альбомы, а список артистов, с которыми они выступали возглавляют Барбара Хендрикс, Вэн Мориссон, Бобби Мак-Феррин и АВВА.
Гастрольный график дикий. Только с 16 ноября по 17 декабря расписание такое: 2 концерта в Японии, 3 в России, 2 в Швеции, 2 в Финляндии, 1 в Дании, 3 в Южной Корее и снова 1 в Японии. Уж не знаю, как им это удается, но каждый раз The Real Group выглядят так, будто после пары лет разлуки, наконец, собрались вместе и страшно рады друг другу. Им удается из каждой песни сделать шоу, полное шуток и смеха. Это смех не над кем-то, а просто от души, вместе со зрителями.
«The Real Group» не просто находятся на сцене, а умеют обрадовать и завести публику, а потом взять ее тепленькой и вовлечь в процесс создания песен. Перед композицией «Welcome to the wonderful world of sports» Андерс Эденрот честно признался: «I love to hate sport» и захлопал в ладоши в ритме знаменитой футбольной кричалки. Зал, наполненный немолодыми солидными людьми, моментально повторил ее, да так единодушно, что Эденрот изумленно замолк и забыл улыбнуться. Кричалка стала ритмической основой следующей песни, и аплодировали музыкантам после нее тоже по-спортивному.
Волшебные шведы звучат на концертах мощнее и искрометнее, чем на записях. Хотя обычно бывает наоборот. Им удается то, что частенько не получается у самых лучших психологов: разбудить жизнерадостность. Не привнести, а именно разбудить твою собственную. В полутемном зале приятные воспоминания плавают над нашими головами, как стада огромных китов. Вот большой корабль выходит из порта в Хельсинки и оставляет за собой на зеленеющей бутылочным стеклом воде широкий след. Вот надувается на ветру просвеченная солнцем занавеска. Вот дорожка между сугробов и фонарики на двери дома. Кто-то видел это в фильме? Или у друзей в США?
На концерте в ММДМ «The Real Group» вызывали на бис три раза: искрящееся ощущение хочется захватить, унести, навсегда оставить у себя. Но единственный способ действительно сделать это - самому стать генератором дивной энергии. Врать и натянуто улыбаться не нужно - нужно оглядеться и заметить-таки и занавески, и следы корабля (на прошлогодних фотокарточках), и сугробы с разлитым по снегу светом фонариков и следами детских ботинок. Разве это так трудно?
Наталия Киеня