«ГДР» - мачообразные хитмейкеры сезона

Когда целый хор из радиостанций, топ-критиков и PR-агентств вопит «Наши новые герои! Вот он, настоящий рок!», начинаешь живо интересоваться, по поводу чего, собственно, сыр-бор. Потом, чуть позже, когда на презентации альбома из-за спин музыкантов зловещей тенью выплывает логотип Первого канала, настораживаешься: тот самый «настоящий рок» в этой стране не должен, по идее, обладать мощной поддержкой медиаимперий. Если проще – меньше всего я ожидал, что после всей этой шумихи в СМИ после прослушивания «IQ« напишу практически положительную рецензию. Тем не менее, случилось…

      Итак, «ГДР» – это, на минуточку, единственные успешные рок-дебютанты за целый год. Причем они одни пока что в полной мере оправдывают приставку «рок». Всего за полгода из исполнителей слегка нудного «Джонатана» эти четверо превратились в хедлайнеров радиоэфира и  главную надежду мейджора Real Records. По версии этого лейбла («захомутавшего» мэтров Илью Игоревича и Земфиру Талгатовну, и тактично пропускающего мимо себя «Би-2», например),  «ГДР» наряду с Tokio – главные отечественные группы современности.  И если по поводу Tokio, имеющих один-единственный хит на альбоме, приходится сомневаться, то с «ГДР» все значительно лучше.

 
      Пластинку «IQ» можно и нужно громить за выстраданную лирику и странные рифмы «допью-адью», за идиотского «Друга из Голландии» (и кто только додумался приурочить это всё к Гусу Хиддинку у руля футбольной сборной?!). Тем не менее, это цельный, пропитанный какими-то животными эмоциями альбом, при прослушивании навевающий кучу приятных ассоциаций. Вот так, как в треке №4, выл-орал бы, наверно, Том Йорк на русском. Только  вместо мученического «she’s run» -  навзрыд гонимое в уши слушателя «не прет!» (общность формулировок – это, получается, очень по-русски).

 

       А вот вокалист Саша «Санчес» Андреев включает Брайана Молко в доброй трети песен альбома, причем из последнего артиста параллельно еще и рвется дух Курта Кобейна. Лучшее наглядное проявление таких коллизий – «Супермеланхолия» (в наше распоряжение поступили черновики группы, где имеются рабочие версии названия композиции – «Мегатоска», «Гиперсплин», «Терранепруха»). Это наспех включённая в трек-лист вещь, оказавшаяся самой непросчитанной, но тем и хорошей, заодно определившей всю философию диска. Санчес рвёт связки в припеве, походя при этом на фронтмена Muse Мэттью Беллами (дух Курта под конец вселяется и в него).

 
     «Лаунж-гранж» – пространное определение всего этого самими музыкантами. Когда гитары ревут что есть мочи, а солист тем временем разводит вполне вдумчивую философию про то, что «здесь все горды собой» – вот здесь-то и тянет поставить на «repeat», дабы ещё раз ещё раз оценить «красоту игры». А тут ещё, для пущей путаницы заключительный «Ковбой» начинается почти как "Fix You" от Coldplay.

 
       Чуть  ранее  этот  парад  немного  разбавляет  стебная  по  своей  сути,  но интересная по форме вещь «Каждый будет знаменит». Трек-издёвка над всей новой диско-панк-эстетикой тех же «Би-2», или просто укол в сторону Капраноса и компании. Все те, кому поднадоели клоны «фердинандов», вдоволь позабавятся. Да что уж там, весь альбом каких-нибудь Kaiser Chiefs можно отдать за одну эту песню (при прочих равных выбирают отечественное, как в кино было с «Ночным дозором»). Плюс философия и здесь имеется: хочешь быть ближе к звёздам – просто слетай в космос.

 
     «ГДР»  приятно  непохожи  на  своих коллег, даже не столько в плане музыки. (Русские традиции вспыхивают лишь в другой музыкальной шутке – «Кофе», где первая часть «под Radiohead» времён «Pablo Honey» переходит неожиданно в какой-то эксперимент, и мы слышим то пародию на Утесова, то на тот же диско-панк). Они действительно какие-то настоящие, все в меру. Вместо пафосного восклицания «Кто я без тебя?» – лаконичное «С тобой». Взамен глубоким исканиям типа «Кто виноват, что делать» – очень современное «Как быть, когда совсем не прет?!». Кроме того, не припомню, чтобы буклет к российскому альбому, исключая какие-то клинические случаи, напоминал черновики сценария для Comedy Club. Тут и (псевдо)тексты песен с недюжинной самоиронией, и весьма занятные наблюдения («97,5 % музыкантов пользуются общественным транспортом», например). Что уж говорить о фотохулиганстве «Тайная вечеря» (см. подарочную версию CD), где один и тот же лысый «прототип» изображает всех заметных медиа-гуру, от Матвиенко до Стиллавина.

 
       То, что пока отношение к «ГДР» очень неоднозначное (даже в пределах Jamsession крайнее неприятие коллектива соседствует, например, с эпитетом «московская Nirvana») – вопрос времени. И синдрома второго альбома. Если самые раскрученные новички 2005-го, «Братья Грим», так и не стали нашими Maroon 5 (хотя где сейчас последние, тоже большой вопрос), то «лица 2006-го» «ГДР» будут нашими… да хоть кем. Если они сохранят всё лучшее, выдержат такой же бешеный ритм, драйв, как в песне «Мост» или той же «Меланхолии», быть им большими звёздами. С русскими корнями, но британским звуком. Глядишь, и выпустят через год свою «Икру».

 

Максим Корольков