Ах, судьба… Как она тобой распорядится нельзя угадать. Одних она награждает славой в юном возрасте, другим же приходится долгие годы зарабатывать свою популярность и признание, точно как в бизнесе взбираться по карьерной лестнице. Это рассказ о том человеке и музыканте, которому повезло меньше, или о том, кто долго шел к своей мечте, и, несмотря на трудности, пришел.
Все началось с пальца. Он был маленький, вроде бы и не играющий никакой роли, если бы его обладатель Дэйв Хоул не занимался музыкой. Итак, в далеком 1948 году, в Англии у одной пары родился маленький Дэйв Хоул. В возрасте 4 лет родители решили увезти ребенка на зеленые просторы в Австралию. Так Дэйв на долгие годы расстался с Туманным Альбионом, чтобы в последствии вернуться и стать одним из лидеров современного электрослайда. Будучи подростком, Дэйв начинает играть на гитаре, интересоваться блюзом, слушает корифеев этого музыкального направления: Мадди Уотерса (Muddy Waters), Блайнд Уилли Джонсона (Blind Willie Johnson) и Элмора Джеймса (Elmore James). Помимо музыки Дэйв так же любил спорт. Именно, он и поспособствовал формированию абсолютно нового музыкального звучания, которое и по сей день демонстрирует музыкант. Однажды во время игры в футбол Дэйв удачно сломал мизинец, чтобы не отказываться от любимой гитары, ему пришлось выработать свою собственную технику игры на ней слайдом.
Специфика слайд-гитаристов такова: как правило, слайд (металлическая или керамическая трубочка) надевается на мизинец, Дэйв в свою очередь надевает слайд на указательный палец, а его ладонь накрывает гриф гитары сверху, таким образом, Дэйв выработал своеобразный, присущий лишь ему фирменный звук.
Популярность пришла к Дэйву в 43 года (до 1972 года музыкант выступал в австралийских и лондонских клубах), когда он на собственные сбережения выпустил альбом «Short Fuse Blues» («Блюз короткого замыкания»). Не долго думая, Дэйв завернул в конверт одну копию своего альбома и отправил ее в редакцию журнала «Guitar Player». Если бы не этот решительный поступок, то все могло сложиться иначе. Итак, экзальтированная рецензия на альбом, который своей энергией и электрическими зарядами изменил понятие о привычных слайдовых соло, интервью с австралийским музыкантом и как следствие контракт со звукозаписывающей компанией «Alligator».
Не так давно Дэйв Хоул закончил подготовку своего нового альбому «Rough Diamond», запись которого уже можно приобрести в Европе, в наших же магазинах диск появится только в мае. По этому случаю, Дэйв решил провести четырёхнедельное турне по европейским странам. На радость российских поклонников блюза Дэйв нашел-таки время в интенсивном концертном графике, и на прошлой неделе провел концерт на одной из лучших музыкальных площадок Москвы, в Доме музыки. Традиционно, представлять блюз на сцене Светлановского зала вышел журналист и автор знаменитой радиопередачи «Доктор Блюз» Алексей Калачев. Как отметил Алексей, у каждого блюзмена должна быть своя изюминка, если хотите, некая фишка, отличающая его от остальных. У Дэйва это сломанный палец, который изменил всю его жизнь. И здесь предательски возникает вопрос: а будет ли в твоей жизни поворотный момент? Так же Алексей сказал, что считает Дэйва сильным музыкантом, который сумел доказать, что хороший блюз бывает не только в Америке. «Европейский блюз Дэйва, не смотря на его агрессивные потоки, все-таки остается более мелодичным в сравнении с американским», - произнес Алексей Калачев.
На сцену вышли три музыканта, без особых церемоний они взяли в руки инструменты и стали играть любимую музыку, словно проводили концерт для домашних. Действительно, некоторое время казалось, что они играют сами для себя. Из колонок доносился привычный блюз до того момента, как Дэйв не начал солировать. Сколько бы вы не прочитали различных рецензий, заметок, статей об этом музыканте безоговорочно верьте одному – Дэйв имеет свой саунд. Думаю, этот звук яркой линией, собирающейся в одно целое, точку (именно такой образ возникает, когда вспоминаешь игру Дэйва) отличается от привычного звучания слайд-гитаристов. Вокал, попытки танцев на сцене, возраст музыканта – все меркнет, когда свистящий вой гитары пронзает воздух. Если говорить честно, то реакция публики на происходящее, как обычно, была странной: аплодировали по расписанию, во время игры музыкантов все сидели по струнке смирно. После концерта раздались бурные рукоплескания, кто-то даже встал. Немного похлопав, обладатели дисков Дэйва Хоула побежали к исполнителю в надежде получить заветные автографы. Интересно, что больше волновало толпу: автограф звезды, как подтверждение ценности диска или присутствие на концерте музыканта, которого многие видели в первый и последний раз в своей жизни?
По ступенькам спускались важные дамы и щегольского вида мужчины, между собой они поговаривали и смеялись о том, что если бы Дэйв не пел, то все бы умерли от скуки. А в уборной дамочки, подкрашивая губки и обсуждая планы на вечер, заметили, что Дэйв Хоул выступил гораздо ярче, менее камерно, нежели дуэт Дюка Робилларда и Шугар Рей Норсия, признанный блюзовым сообществом.
Ирина Фокина