Писать статью о Мике (Mika) оказалось делом не легким. Ну как можно препарировать и со знанием дела раскладывать по полочкам явление настолько яркое, внезапное и неожиданное, тем более, если оно вызывает кучу положительных эмоций и идиотски-радостную улыбку?
Но все же кто-то должен взять на себя ответственность и предупредить человечество об опасности: в начале 2007 года на планете Земля появилась новая музыкальная бомба, начиненная взрывным весельем, воспламеняющимся шармом и фруктовыми леденцами особой поражающей силы. И не стоит относиться к этому сообщению легкомысленно, ведь действие альбома «Life in cartoon motion» («Жизнь в ритме мультика») превосходит эффект от сотен шоколадок, каруселей, мультфильмов и прочих милых глупостей.
Как и полагается автору «Life in cartoon motion», 23-летний Mika (полное имя Mika Penniman) обладает яркой внешностью, достойной рисованного персонажа, и насыщенной биографией.
Новая британская сенсация родилась в 1983 году в Бейруте от матери-ливанки и отца-американца. Кроме него в семье еще пятеро детей, и младшая сестра, к слову, стала главной героиней клипа на композицию «Grace Kelly». Родителям Мики пришлось покинуть со своими отпрысками Ливан, когда там разразилась война. Так Мика оказался в Париже, а затем и в Лондоне. Здесь юному герою мульт-истории пришлось сменить несколько престижных частных школ, где он по всем законам жанра подвергался нападкам одноклассников. Мику дразнили за яркую оригинальную одежду вроде бабочки на шее. Поводом для насмешек был и занимающий теперь все английские таблоиды нерешенный вопрос о сексуальной ориентации музыканта.
Все это закончилось для 11-летнего Мики нервным расстройством, которое, однако, пробудило в нем интерес к музыке. И вскоре мальчик оказался на попечении русской преподавательницы пения, что можно считать наиболее весомым вкладом нашей страны в новейшую поп-музыку. Талант Мики уже тогда трудно было не заметить, поэтому его приняли в Королевскую музыкальную академию и Королевский, опять же, оперный театр, где юное дарование пело в опере Штрауса. Мультик о жизни Мики, правда, нельзя считать старомодным. Параллельно с оперой и игрой на рояле он начал в лучших традициях поп-арта писать музыкальные заставки для рекламы British Airlines, Orbit и других известных фирм. И, конечно, Мика уже тогда копил материал для своей конфетно-музыкальной бомбы.
Но с его продвижением не все было гладко. «Меня отвергали несколько лет подряд. Ведь моя музыка казалась слишком мелодичной для инди-сцены, а сам я – слишком странным для коммерческой. Я же пишу песни о толстых девушках и мужчинах, сбегающих в Мексику», - сказал по этому поводу Мика в интервью The New York times. Своеобразным ответом музыкальным корпорациям стала его песня «Grace Kelly» с озорным припевом: «Why don’t you like me? Why don’t you walk out the door!» Однако в нужный момент в историю Мики вмешался сервер myspace.com, фея современных музыкальных сказок, отправившая в прошлом году из Шеффилда на бал золушек Arctic Monkeys. Став популярным в Интернете, Мика вскоре подписал контракт с лейблом Universal Music. И, по его словам, отменно потрепал там всем нервы, рисуя целыми днями комиксы, когда у него не было настроения записываться.
Интерес Universal к «странному» Мике и готовность вкладывать деньги в его раскрутку вполне понятны. Ведь сейчас оригинальная, с налетом «неформата» поп-музыка становится все более и более востребована. Британская «смешная девчонка» Лили Ален, сочетающая кроссовки с винтажными платьицами, подвинула на пьедесталеБритни Спирс и прочих поп-принцесс. Ну а начинавшие как герои нью-йоркского андеграунда, дискотечные фрики Scissor Sisters неожиданно превратились в суперзвезд MTV.
Английским ответом этой группе и окрестили Мику журналисты. Но, как бы ни была прелестна музыка Scissor Sisters, она все же кажется довольно карикатурной. Эдакая забавная шутка в ретро-стиле, превратившаяся на втором альбоме в бородатый анекдот.
Музыкальная же бомба Мики, альбом «Life in cartoon motion», представляет собой легкий и жизнерадостный коктейль из лучших поп-стилей последних десятилетий, от джаза до диско. Одиннадцать солнечно-летних по настроению песен сменяют друг друга в ритме мультика. На альбоме нашлось место и для хита «My interpretation» в стиле раннего Элтона Джона, и для заводного фанка «Big girl», заставляющего вспомнить лучшие вещи Jammiroquai, и для диско-номеров а-ля 80е «Relax» и «Ring-ring». Ну а стопроцентный хит «Grace Kelly» и джазово-опереточная «Billy Brown» звучат как блистательные фортепианные номера, которыеФредди Меркьюри писал в свободное от Queen время. В связи с чем многие не называют Мику иначе, как «попсовый карикатурой на Меркьюри». Но музыкант и не скрывает, что манера пения солиста Queen оказала на него огромное влияние. «So I try a little Freddie», - выводит он с характерной интонацией в припеве «Grace Kelly».
К описанию диска можно добавить легкий стеб над рэпом и r’n’b в «Lolipop», рокенрольный задор «Love tonight», детский бэк-вокал, обилие клавишных пассажей и 4 октавы голоса Мики, то поющего фальцетом, то берущего вполне мужественные низкие ноты. И при всем этом количестве мишуры, разнообразии стилей и влияний, альбом остается цельным, своеобразным и вовсе не кажется подражательским. Ну, или разве что чуть-чуть многовато там «Freddie»…
Но самое удивительное заключается в том, как Мике удалось сделать такую конфетно-сладкую музыку не приторной и ненавязчивой. Возможно, секрет здесь в текстах, вносящих в альбом изрядную долю «перца». Чего стоит, например, баллада «Billy Brown» о превратностях любви: это история добропорядочного семьянина, влюбившегося в один прекрасный день в другого мужчину. «Если ты пишешь жизнерадостную песню и добавляешь в нее немного «темной» лирики, это всегда усиливает эффект», - считает Мика.
Такую вот бомбу в яркой обложке подкинул Мика в поп-музыку. И если она сработает, то, возможно, взрывной волной собьет с вершин чартов сделанные под копирку «продюсерские проекты». Тем более что спасение поп-музыки от пресности и однообразия – достойная миссия для талантливого героя мультфильма.
Анастасия Ракит