«В очень быстром темпе» 4’33

Алексей Айги стал известен публике после своего саундтрека к фильму Валерия Тодоровского «Страна глухих». Он сочинил музыку ко многим фильмам и сериалам, среди них «Мой сводный брат Франкенштейн», «Каменская», «Гибельимперии». Так вообще повелось, что его музыка гармонично смотрится именно с визуальным рядом. В итоге, премия кинокритики «Золотой овен» и номинации на «Нику».

        Айги и его команда – это почти полноценный симфонический оркестр. Тут и электрогитара, и труба, и скрипка, и барабаны, и  виолончель. Только, находясь рядом друг с другом, инструменты выдают что-то совсем не классическое, да и не может быть иначе. Можно назвать стиль музыки Айги синкретичным, а точнее это инструментальный электро-джаз-рок. Взрывчатая смесь на самом деле. И прослушивание музыки вживую в клубе это доказывает прекрасно.


     При  этом  каждый  инструмент  автономен. Создается ощущение, что каждый играет свою партию независимо от других, следует своей дорогой, и, встречаясь на перекрестке с партией других инструментов, бегло снимает шляпу, улыбнувшись, двигается дальше. Каждый в своем контексте. В своем бунте. Бунте нот. Они взрываются, сплетаясь друг с другом. Сквозит неопределенное чувство тревожности. Даже в лиричных и мягких композициях. «Что-то мы сегодня играем в быстром темпе» - замечает сам Айги на концерте. (Это все от долгого пребывания на чужбине, сдается мне -  столько всего нужно сказать.) И действительно, кажется, что в слишком быстром темпе порой. Почти новый ритм 4:33. Кстати, интересно название группы. Оно в честь беззвучной пьесы Джона Кейджа, которая его и прославила. Суть пьесы в том, что 4 минуты и 33 зрители слушают тишину, а музыканты ничего не играют. Это своего рода манифест абсолютного минимализма. Сама группа «4’33» не ждет 4 минуты с небольшим, прежде чем начать играть, видимо, боится, как бы слушатели не начали расходиться раньше времени. Самим себе можно, знаете, и на репетиции поиграть.  

 

     …Перед глазами возникает картинка. Или кто-то стремительно спешит где-то на улице, торопится, волнуется. Его взгляд должен быть напряженным, глаза внутрь себя, бегло он озирается по сторонам. Натыкается и снова спешит. Открываешь глаза – музыканты все еще тут, также стоят перед тобой, играют в своем темпе. Айги в полном ажиотаже. Самозабвенно, беспокойно.  Чувствуешь себя почти режиссером, в твоих руках весь мир. Ты можешь построить сюжет на основе музыки, ты можешь влепить в канву произведения любых героев, придать им свой колорит, разукрасить природу… Ты – режиссер! …Картинка сменяется на что-то безмятежное. Блики на асфальте, желтое пятно в глаза. Солнечные ушастые прыгают по лицам прохожих. Но снова звуки становятся бесконтрольными. Глядишь на Айги, и словно не он владеет скрипкой, а она им. И все музыканты кажутся ведомыми своими струнными ли, клавишными ли, ударными ли… а не ведущими. Глаза все также закрыты. Не хочется открывать. Закрытыми все лучше видится, визуальный ряд рождается мгновенно. Охранник рядом тоже прикрывает глаза... И бааац! Внезапно он резко падает на впереди стоящую даму, суетливо спохватывается, извиняется и встает снова в изначальное положение. Называется, вот и закрывай глаза, после этого – унесет, не отмахнешься, что, мол, жена, дети, даже не думал приставать.  

 

        И правда, кажется, если у тебя несильно развито воображение, то кажется, что не хватает чего-то… - картинки, на заднем плане. Хотя бы даже кадров из новых фильмов, над которым Айги работал во Франции. Последний год он сочинил музыку к двум французским фильмам и к фильму Дениса Нейманда «Оп». Хотя этой осенью музыканты и начали работу над новым альбомом, который планирует выйти и во Франции и в России в начале следующего года, то все равно больший интерес вызывают именно достижения Алексея в кинематографе. А их немало, и фильмов немало, а также сериалов, которым автор, в общем-то, не брезгует. Посмотреть фильмы любопытно, да и альбом послушать тоже. Ведь последний выходил только в 2005 году («Live at Loft»)… Мучает периодически только навязчивая мысль: что же такие музыканты, которые нам и здесь нужны, ищут там, чуть левее, на западе? Что же их гонит? Судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?.. Ответ напрашивается сам собой. Не из перечисленного. Но все равно не такой радостный, как бы хотелось.

 

 Елена Гуткина