На сайте Инны Желанной приведено знаменитое высказывание Фрэнка Заппы: «рассказывать о музыке все равно что танцевать об архитектуре». Действительно, слова - неподходящий материал для описания музыки. Существует нотная грамота, но далеко на каждый в состоянии прочитать партитуру. Поэтому человек, довольствующийся словесными описаниями, никогда не приблизится к истине, ибо ощущения - вещь субъективная, а метафоры и удачные сравнения - всего лишь игры словами, никак не относящиеся или относящиеся весьма формально к исходному материалу.
Друзья, ходите на концерты Инны Желанной! Не забивайте себе голову разного рода критикой, просто приходите и слушайте. Поверьте, после концерта вы по-новому взглянете на свой повседневный музыкальный рацион. По крайней мере, несколько часов после концерта слушать будет просто нечего. Потому что в сравнение с услышанным ничто не идет.
Музыка сегодня более чем доступна. Однако, живя в России, мы довольно часто испытываем голод по живым выступлениям своих любимых зарубежных исполнителей. Приезжают они весьма нечасто, да и билет, как правило, стоит довольно дорого. А местным коллективам еще очень далеко до Запада. Бывшее пролетарское государство все еще живет пролетарскими вкусами, и то что на Западе уже обыденность, - для большей части населения нашей страны все еще экзотика. Среди современных музыкальных «экспериментаторов» многие - местечковые подражатели, другие же знамениты, но к сожалению не у нас. Именно поэтому услышать на родине нечто стоящее вживую - такое удовольствие.
Теперь по теме. Кажется, у публики сложился стереотип Инны Желанной как этнической барышни, поющей то ли неофолк, то ли еще непонятно что. Нынешний же состав назвать фолковым - значит описать только частицу общей картины. Прогрессив - так будет точнее. Весьма тяжелые, искаженные эффектом distortion, басовые риффы, рваные ритмы, психоделический визг скрипки, сэмплы, по-роковому жесткие барабаны. На концерте было все. Для визуалов - цветное освещение, вызывающая пластика Инны Желанной, забавная мимика барабанщика Андрея Романики. Для аудиалов - великолепный звук. И самое приятное для кинестетиков - «тактильный» ритм. Я не знаю специально ли Сергей Калачев (он же Grebstel) сочиняет такие партии, но диафрагма, по определению вибрирующая от баса, в эти моменты чуть ли не сладостно совокуплялется с низкими частотами. Спектр звуков обширен. Артем Якушенко с помощью мандолины выполняет функцию и соло и ритм гитариста. Скрипка, древнейший инструмент, с электронными эффектами приобретает сумасшедшую звуковую палитру. В быстрых пассажах иногда просматривается если не Джими Хендрикс, то уж точно Ингви Мальмстин, если уместно сравнивать скрипку с рок-гитарой. Барабаны тоже то и дело привлекают к себе внимание, например, ритмическими смещениями и эдакими фишечками - мини-соло. Желанная поет сама с собой на два голоса, записывая себя на цифровой процессор в реальном времени. Калачев же, человек с безупречным «чувством баса», солирует в высоких регистрах, записав ведущую партию низких басовых нот на свое хай-тек устройство. И этот прием здесь очень органично вписывается в «живую» музыкальную канву.
Что интересно, обычно в музыкальном коллективе главенствует кто-нибудь один, а остальные участники дополняют своим мастерством общую концепцию. Квартет же Инны Желанной мне показался собранием ярких индивидуальностей, причем настолько органично взаимодействующих, что одновременно и наслаждаешься личным мастерством каждого из участников, и не противопоставляешь его как музыканта другим членам группы. Слушать подобную музыку - это как смотреть фильм с тысячей приятных мелких деталей: сконцентрировавшись на чем-то одном, обязательно пропускаешь что-нибудь интересное. Поэтому одного просмотра мало. Требуется пристальное изучение.
Программа, сыгранная на концерте, состоит из вещей различной динамики. Все песни объединяет народная тема, но это не мешает временами и «вмачивать» по «олд-скульному». Я не знаю имеет ли отношение нынешнее творчество Желанной к рок-группе «Альянс», с которой, собственно, и началась ее музыкальная карьера, но на этом этапе можно с уверенностью сказать, что сейчас в руках Инны имеется довольно богатая палитра стилей. Она может рисовать ими и великолепные полотна и, одновременно, использовать их как оружие, разящие наши сердца. Сердца простых слушателей, влюбленных в ее музыку.
Дмитрий Крупин