«Клуб Игоря Бутмана» – это небольшой ресторан с низкими потолками, сцена и барная стойка. Звуки джаза бегут по гулкому залу, подмывая купить виски и сидеть, медленно перекатывая в ладонях прохладный тяжелый стакан. Немногочисленная публика жует устрицы и поглядывает в сторону микрофона редко, но с интересом.
78-летняя калифорнийская джаз-дива Дениз Перье (Denise Perrier) появилась на сцене, блистая серьгами и улыбкой. Ни устрицы, ни пустынные просторы паркета ее не смутили. Дениз объездила с гастролями Австралию, Японию, Филиппины, Вьетнам и почти все страны Европы, а за последние 3 года вместе с трио инструментального джаза Андрея Кондакова побывала в Киеве, Санкт-Петербурге, Томске, Апатитах, Новокузнецке, Челябинске и Одессе.
Дениз носит звание первой леди джаза Сан-Франциско и «золотого голоса» Калифорнии. На рубеже 50-х и 60-х годов она стала ученицей Луи Армстронга (Louis Armstrong) и долго выступала с ним на одной сцене. «Обладая необыкновенно сильным и мелодичным голосом, Дениз Перье поражает своей энергией: что бы она не пела, она делает это, соединяя своеобразную интимность вокала с танцевальной энергией», - писал о ней Фил Элвуд, один из ведущих джазовых критиков США. Ее джаз – золото высшей пробы: праздничный, возвышенный, ласкающий и лакированный годами практики. Она с легкостью смешивает баллады и блюз, инструментальный джаз и свинг. В репертуаре Дениз мирно соседствуют ее собственные песни и неувядающая джазовая классика: композиции Кола Портера, Фэтса Уолера,Стивена Сондхейма, Дюка Эллингтона.
Музыкальные критики не раз отмечали, что у Дениз много общего с легендарной Билли Холидэй (Billie Hollyday). Так же, как и Lady Day, Дениз делает упор не на технику исполнения, а на передачу внутреннего содержания песен. Так же заканчивает многие композиции щемящей минорной нотой, которая заточенным перышком вонзается в радостный аккомпанемент.
Как и многие немолодые темнокожие джаз-дивы, Дениз очень напоминает королеву какой-нибудь африканской страны. Она оглядывает зал из-под тяжелых век, улыбается и подталкивает щепотью мощных ухоженных пальцев самые яркие ноты собственного голоса. Низкий, мягкий, свингующий вокал, действительно, напоминает стиль Луи Армстронга. Особенно когда она любовно произносит: «Wonderful. Wonderful blues».
В дверном проеме постепенно скапливаются и начинают слегка пританцовывать официанты и официантки. За моей спиной, напротив входа в зал, замирает бармен, и через несколько секунд раздается ужасающий звон и грохот: с накренившегося подноса на пол стеклянной волной валятся пустые винные бокалы.
Песня «Don’t explain» в исполнении Дениз за пару минут заполняет и согревает голый зал. На позелененной софитами стене за сценой трепещет изогнутая тень контрабаса, терзаемого Владимиром Волковым. Инструментальный джаз с Дениз во главе неспешно обтекает все границы, преодолевает сферу, где для описания музыки все еще можно подобрать слова, и незаметно превращается в настроение. Состояние мягкого равновесия, когда неизвестно почему начинаешь думать о дожде и о любви.
В перерыве между отделениями концерта певица подходит к барной стойке выпить чая и сразу знакомится со всеми, кто тоже сидит на высоких стульях. Вблизи Дениз выглядит усталой, но вместе с магнетическим запахом духов распространяет вокруг себя ощущение неспешной силы. «Каким вы помните Армстронга?» - спрашиваю я. Дениз улыбается и отставляет в сторону чайную чашку со следом помады, похожим на прилипший к краю темно-красный цветочный лепесток. «Он был как отец. Я ведь из Нового Орлеана, как и он. Работать с ним было такой большой честью. Его голос... Его золотые трубы…» «Вы сами сочиняете песни?» «Я люблю писать в поезде. Послезавтра мы с Андреем уезжаем в Петербург. А позавчера приехали с Белого моря. Голосу немного сложно подстраиваться под такие перепады. Вы останетесь на второе отделение?» Я говорю, что останусь. Дениз благосклонно кивает и удаляется к сцене. Преодолевая ступени, она тяжело опирается на руки музыкантов.
Наталия Киеня