Век нынешний и век минувший: всегда ли только generation gap?

6 апреля Москву вновь посетили «джазовые олимпийцы»: в Светлановском зале Дома музыки в рамках концертной серии «Джазовый Олимп» играл Jim Cullum Jazz Band под руководством корнетиста Джима Каллума и с участием пианиста Валерия Гроховского.


Джаз-бэнд Джима Каллума называют, ни много ни мало, «самой слаженной джазовой командой в мире». Подобные категоричные заявления критиков зачастую оказываются субъективными и относительными, а потому далекими от истины. Каждый музыкальный коллектив стремится в чем-то стать «самым-самым», и мы уже давно с трезвой ухмылкой относимся к надписям на афишах, в очередной раз зазывающих нас посмотреть или послушать «самых-самых» во время их единственного, естественно, концерта.
Но на этот раз критики не ошиблись. Имея колоссальный сценический опыт (бэнд существует уже пятое десятилетие), Джим Каллум сумел подняться на тот уровень, когда слаженность игры воспринимается уже не как достижение, а становится характеристикой коллектива, когда по-другому просто быть не может.
Но это – техническая сторона исполнения. А есть еще и другая – лирическая. Лучший диксилэнд-ансамбль Америки – это мостик, соединяющий два джазовых века: нынешний и минувший. Если во время их выступления закрыть глаза и не смотреть на сцену, ощущение времени и пространства утрачивается. Кажется, что находишься в Америке середины ХХ века, но уж никак не в Москве века ХХI.


Облик и манера исполнения бэнда проникнута уважением к джазовой традиции, которую музыканты чтят и бережно передают нам – тем, кому уже ни при каких обстоятельствах не удастся попасть в золотой век джаза, кроме как по этому невидимому мостику. Даже инструменты – и те подлинники, долгожители, которые служат с 20-х – 30х годов прошлого столетия, ослепительно блестят и звучат даже как-то консервативно. Коллектив Джима Каллумаисполняет ранние образцы джазовой музыки – от мелодий конца XIX века до композиций New Orleans Rhythm Kings и Original Dixieland Jass Band. Играют они и музыку более позднюю, относящуюся к так называемой эпохе джазового мэйнстрима – от Луи Армстронга – кумира Джима Каллума – до Бенни Гудмана. Причем играют в той истинно джазовой манере, в которой ее исполняли легендарные авторы.


Валерий Гроховский, пианист, который принял участие в концерте вместе бэндом, в шутку признался, что не может объяснить, как Джиму Каллуму удается сохранить эту манеру. «Я пробовал – не получается», - говорит маэстро. Да и не надо, скажем мы. Ни к чему это. У каждого свой путь, в том числе и в джазе. Пересекаясь, эти бесчисленные личные пути создают прекрасную и бесконечную дорогу, имя которой – Музыка.  

 

Автор: Ольга Калмыкова