Традиционные майские концерты «Ночных Снайперов» ожидаемы не только многолетними поклонниками коллектива, но и теми людьми, кто хоть немного знаком с творчеством этой группы. Ведь ожидание вполне себя оправдывает. Во-первых, подобные выступления проходят в уютных камерных залах с сидячими местами; во-вторых, концертная программа играется коллективом исключительно в акустике, причем, сопровождается каждый год каким-либо экспериментальным сюрпризом.
В 2003 году таким сюрпризом стали приглашенные музыканты, играющие на саксе сопрано и перкуссиях, что придало звучанию знакомых песен новый и интересный ритм. Неожиданный сюрприз подготовила Диана Арбенина и в 2004, в рамках программы «Суперакустика», где исполнила несколько своих известных песен под вокальный аккомпанемент хора «Капли дождя». Участники хора своими голосами изображали звуки различных музыкальных инструментов. Двойной диск МХАТовской акустики «Тригонометрия 2» стал вполне ожидаемым сюрпризом 2005 года. В 2006 Диана Арбенина перенесла свои концерты из традиционного МХАТа в «Театр на Фонтанке» ( Санкт - Петербург) и заявила в афишах, что «Суперакустика 2006» будет проходить в два дня – 25 и 26 мая.
К сожалению, сюрприза в полной мере не получилось, так как концерт 25 мая был отменен в связи с неважным самочувствием Дианы. За срыв концерта Диана извинилась перед публикой, заполнившей зал «Тетра на Фонтанке» на следующий день. На сцене театра был заготовлен реквизит: бутылка молока на небольшом столике, из которой Арбенина по ходу выступления сделала несколько глотков; стул, на который она периодически садилась, в основном для того, чтобы пообщаться с залом; и две гитары: одна «рабочая», другая - запасная на случай порванной струны.
В глубине сцены – дверь и два окна по бокам: в одном – проекция улиц Санкт – Петербурга, в другом – теплый домашний свет за занавеской. Примерно такие же по настроению были исполнены песни в тот вечер: от широко известных и популярных до личных, и даже очень интимных.
Еще до начала концерта администратор группы попросила прекратить фото - и видеосъемку после первых трёх песен. Поэтому сразу после выхода Дианы и до последних аккордов песни «Гости мои» вспышки от фотоаппаратов не прекращались ни на минуту и сверкали со всех пяти рядов небольшого зала. Сразу по окончании третьей песни охранник прошел в первые ряды и попросил всех убрать камеры, на что Арбенина отреагировала, улыбнувшись: «Да ладно, пусть еще пофотографируют». После этой реплики обстановка будто разрядилась и стала более дружеской, да и вспышки появлялись все реже и реже. Воспользовавшись небольшим помещением, создающим атмосферу квартирника, Диана Арбенина много общалась со зрителями: рассказывала про сборник своих стихов, что выйдет в ноябре этого года; про «знаковую» песню «31 весна», которую она не может играть на подобных акустических вечерах, а также читала свои новые стихи. Что характерно – читала без микрофона, спрашивая зрителей на последнем, пятом, ряду – слышно ли им? И получив утвердительный ответ, продолжала.
Стоит отметить, что на «Суперакустике» этого года Диана исполнила не только свои песни, но и чужие, отдельным блоком, в который вошли «Беда» Владимира Высоцкого, «Все дело в Польше» Вероники Долиной и уже давно приписанная Диане «Милая девочка». Сама исполнительница призналась, что даже не знает, кто является ее автором. По настоятельным просьбам она также исполнила короткую песню Янки Дягилевой «Печаль моя светла». Пела, немного смущаясь, добавив в конце, что наверняка получит выговор от администрации театра: «Пригласили рок-артистку. В пьянстве замечена не была, но ругалась матом в микрофон». Настроение у нее было прекрасное – она много шутила, смеялась, радостно принимала подарки от поклонников. Получив записку от кого-то из зала, что за дверьми театра сидит девушка Вика и пытается слушать концерт, немедленно отправила своего администратора за девушкой.
Исполняя недавно написанный, но еще пока не изданный «След», Диана комментировала почти каждую строчку, говоря прямым текстом об автобиографичности своих песен. Еще одна относительно недавно написанная, но уже выученная поклонниками «Кукурузными полями» порадовала новым куплетом. Что касается совсем нового материала, Арбенина исполнила песню «Амбразура», премьера которой состоялась около месяца назад на одном из московских концертов. Из известных и раскрученных прозвучали «Актриса», «Юго Второй» и «Светофоры». Все, естественно, в акустике. Также были и «старые питерские песни», как их сама назвала Диана, в том числе «Я шагаю по твоей земле», «Юнкерская», «Когда горит свет», «Реггей» и «Уставшие глаза от войны». Исполняя «Только шум на реке», Диана заканчивает ее фразой «А вот здесь должна играть на скрипке Светка Сурганова». К слову, сама Светлана Яковлевна эту фразу откомментировала на следующий день во время своей автограф – сессии в магазине «Айсберг». Как именно – читайте в отчете об автограф - сессиях «Светлана Сурганова: Москва – Петербург».
Завершая концерт еще одной старой песней «Тоска», Диана Арбенина поблагодарила всех пришедших, которым она и посвятила свою «Суперакустику – 2006». Зал еще долго вызывал ее на бис. Через несколько минут она появилась, спела «Холмы», к концу которой все больше переходила на шепот: «Он прощает меня, он прощает меня». Выдернула шнур из гитары, взмахнула рукой, улыбнулась и ушла.
P.S. Так как «Ночные Снайперы» временно заморозили регулярные выступления в двух столицах, мне хотелось узнать состоится ли еще один традиционный концерт – в День Рождения лидера группы Дианы Арбениной. Дождавшись ее после концерта и адресовав свой вопрос, получил незамедлительный ответ: «Да конечно отмечаем!! Знаешь как? 8 июля поем на открытой площадке в Саде Эрмитаж, а потом садимся в автобусы и ночь едем в Питер. Играем 9-ого здесь же, на открытом воздухе. Ну, сам подумай, чего нам в клубах задыхаться?».
Виктор Ян Прокофьев