Разрезающий воздух кулисой тромбона

Франк «Ku-Umba» Лэйси – это большой, крепкий, чернокожий мужчина, возрастом где-то под 50, с задумчивым, серьезным взглядом, седой бородой и дрэдлокс, торчащими из-под шапочки. Встретив его на тихой нью-йоркской или хьюстонской улице, вы, наверное, подумаете, что это один из тех раста-дедушек, которые курят огромные косяки и играют на африканских барабанах на улице. 

        И вряд ли кто из вас догадался бы, что этот человек с 16 лет не выпускает из рук тромбона, что он играл с величайшими музыкантами нашего времени: Диззи Гиллеспи, Абдуллой Ибрагимом, Оливером Лейком и даже «The Eurythmics», что в настоящее время он -  невероятно востребованный музыкант, гастролирующий с ведущими джазовыми ансамблями США: «Brass Fantasy» Лестера Боуи и бигбендами Маккоя Тайнера, Чарли Мингуса и Дэвида Мюррея, что журнал «Downbeat» присвоил ему «звание» лучшего сайдмена современного джаза. Да и нужны ли эти факты вообще? Когда в тишине пятничного Le-Club'а, которую лишь изредка прерывали щелканье зажигалок, чьи-то негромкие разговоры то ли на итальянском, то ли на русском, и довольные вздохи кого-то, только что отхлебнувшего горячего супа из тарелки… когда эту тишину перекрыл звук его тромбона, можно было почувствовать, что ты находишься в каком-то другом мире, где не существует оживленного движения на дорогах, ремонта станций метрополитена, голодного желудка и дорогого меню. А существует только шагающая линия бас-гитары, непонятный уху обывателя барабанный ритм, четкий аккомпанемент рояля и тромбон.

 

     Этот невероятный тромбон, то ревущий, словно боевой клич древнего мамонта, то мягкий, нежный, словно любимая подушка. Вот слышны некоторые знакомые нотки где-то среди  импровизационного дождя Лэйси, а вот непонятно, каким же образом этот человек извлек следующий звук из своего инструмента. Вот он меняет инструмент и через несколько мгновений уже разрезает воздух кулисой своего тромбона. Вот он откладывает духовые в сторону и под аккомпанемент джаз-пиано исполняет мелодичную поп-соул композицию, своим мягким, хрипловатым голосом заставляя кого-то забыть об остывающем супе. Вот во время исполнения медленной лирической композиции, имя автора которой даже не обязательно разбирать среди наполовину прожёванных слов Лэйси, убегает со сцены, дав вдоволь поимпровизировать на рояле Владимиру Нестеренко, молодому, но уже опытному музыканту, и вновь, стряхнув заполнившую инструмент до краев влагу на пол сцены, он берет все более и более чарующие ноты, и после каждой великолепной комбинации запрокидывает голову назад, словно под давлением взрывной волны.

 

       Вот исполняет свое соло на бас-гитаре Аркадий Овруцкий, московский музыкант, которого почитают за «своего» и в США, и на Украине, и в Польше. Вот пробегает палочками по барабанам Дэнис Дэвис, эти барабанные переборы и соло могли в полной мере оценить Стиви Уандер и Дэвид Боуи, когда Денис записывал партии ударных для их записей или обеспечивал им чёткий ритм во время живых выступлений. Вот Лэйси заставляет последнего зеваку и любителя супов встрепенуться – исполняет настоящий хип-хоп старой школы, как будто Run DMC и не пропадали никуда. И «Burn, Hollywood! Burn! Burn, Hollywood! Burn!» И, в самом деле, на кой черт нам сдался этот Голливуд, если 5 минут прослушивание, например, «Settegast Strut», написанной Франком «Ku-Umba» Лэйси, заменяет целую полку ДВД-дисков с голливудскими блокбастерами, ведь блокбастер можно посмотреть, обсудить с кем-то и забыть, а великолепная мелодия и тромбон Лэйси еще долго не будут покидать голову, диск с его записями – проигрыватель, а пятничный концерт в Le-Club'е – список самых приятных мгновений месяца, года, а может и жизни…
 

Сергей aka Reggie