«Собрались однажды еврей, русский и армянка играть в ЦДХ...»

27 мая в Центральном доме художника прошел этнофестиваль «Музыка мира». Зрители разделились на тех, кто пришел ради феерической игры Ивана Смирнова и «Арт Кейли» и на гурманов – любителей этномузыки типа «Волги» и «Детей Picasso». Первые вышли из зала через 20 минут после начала, а вторые, те, кто остались, почти 4 часа поглощали вкусно приготовленное этнокушанье.

       Этноужин начался с того, что официант-конферансье объявил, что блюда, ради которого большинство людей пришли на концерт, на будет - главные участники квартета Ивана Смирнова и группы «Арт Кейли» прийти не смогли: Смирнов четыре дня подряд давал концерты, а Сергея Клевенского как раз в день фестиваля пригласили играть на Красной площади, чему он, конечно же, очень обрадовался. Действительно, а вас приглашали когда-нибудь выступать на Красной площади?

  

     Организаторы,  чтобы  хоть  как-то  загладить  свою вину и оттянуть время до приезда Ивана Жука, предложили спеть-сплясать что угодно, по желанию зрителей, или рассказать пару анекдотов, но кто-то из зала уже был готов броситься на них с кулаками. Тогда они решили отыграться на артистах и, ничего не сказав, выпустили их на сцену.

  

     Иван Жук, лидер «Наеховичей», не был предупрежден обо всем этом безобразии и сразу же начал с пристрастием допрашивать публику, задавая ей бредовые вопросы, вроде «а вы знаете, почему наша группа на этом фестивале – гость?» Но, быстро уловив разгоряченное настроение зала, остудил его одной из своих любимых песен про сложную жизнь гастролирующих музыкантов и воронежских ментов. Правда, стебные тексты на идиш и до боли знакомые еврейские мелодии не смогли разрядить напряженной атмосферы. Во время веселухи, которую устроил на сцене Жук, среднего возраста парочки, настроенные на завораживающие лирические мелодии, начали выходить.

  

     Энергетика  «Наеховичей»,  отвязная и веселая, была не очень кстати. Ведь известно, что в плохом настроении (в котором пребывали многие) лучше слушать спокойную, грустную музыку, и лишь потом переходить к более светлой. Во многом именно поэтому овациями закончилось, да и сопровождалось, выступление балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского. Балладно-эпическое начало его композиции сразу настроило зал на философский лад. Надо сказать, что впечатление усиливал облик Алексея, который больше похож на ангела со средневекового витража, чем на разудалого деревенского балалаечника. Правда, по ходу его почти 15 минутной импровизации, все больше и больше переходившей в блистательное попурри на известные темы, зал охватил настоящий русский задор – чего стоит хотя бы мелодия Камаринской, превращенная Архиповским в некое подобие каприса Паганини.

  

      С самого начала концерта на сцене, помимо привычных барабанов и гитар, на спинках двух стульев балансировал очень странный инструмент – замысловатая коряга с натянутой струной. Оказалось, что это звукосук – одна из составляющих частей коллектива «Волга", который исполнил наряду с известными песнями и одну новую, при этом Анжела Манукян очень стеснялась и волновалась. Но поклонники были в восторге, хотя аплодисменты и крики «браво!» после трансцендентного перехода в параллельную реальность не совсем кстати. Это заворащивающе-гипнотическое выступление окончательно добило парочки, которые бегом бросились к выходу. Действительно, для того, чтобы выдержать транслируемые на огромном экране яркие быстро мелькающие изображения сказочных оленей, русских кружев, Василису и Царевича из мультика, хроникальные кадры Второй Мировой и тому подобное, необходимо иметь устойчивую психику или хотя бы уметь легко входить в состояние (или несостояние) музыкантов «Волги».

  

     Зато выступление «Детей Picasso» понравилось всем. Гая Арутюнян расчистила пятачок сцены от шнуров, стоек и прочей мешающей танцевать аппаратуры и устроила настоящие армянские танцы. Большой экран снова был в деле, но на этот раз он никого не пугал. Наоборот: живописная Армения на нем была видна словно из окна вертолета. Гая была в особом настроении, ей хотелось передать его залу, рассказать о странных снах и спеть медленные лирические песни.

  

       Но то ли из-за того, что все парочки уже разбежались, толи из-за того, что время подходило к ночи, неформального полудомашнего концерта так и не получилось. Зато получилось очень необычное этнокушанье, которое, несмотря на недостаточное наличие в нем русских ингредиентов, пришлось по вкусу любителям интернациональной этнокухни и простым всеядным, но вечно голодным журналистам.

 

 

 

 Дмитрий Заика