Раймонд Паулс в России почти не известен как джазовый композитор, его знают по хитам «Миллион алых роз», «Листья желтые», «Вернисаж»… Таких «знатоков» мы отправляем в самый конец статьи – там будет даже упоминание об Алле Борисовне… А всех остальных приглашаю в Светлановский зал ММДМ, куда пришла публика, увы, не столь многочисленная как того заслуживает маэстро. Милые пенсионерки брали автографы у Полада Бюль-Бюль Оглы, латыши чинно беседовали на родном языке, и постепенно Светлановский зал становился уютным.
Погас свет и на сцене появился… нет, не маэстро, а дирижер Марис Сирмайс и его молодежный хор KAMĒR... Участники хора распределились по залу так, будто пытались его захватить. И им это удалось! Они набросили путы своих голосов на зал, протягивая их от одного края к другому и укрепляя на сцене. Сидя в центре зала, можно было почти осязать тонкие колокольчики голосов справа, которым вторили мелодичные свирели слева и все это окольцовывалось глубокими басами. Таким образом, весь зал был охвачен вокальными путами, которые расставил ловкий Марис Сирмайс.
Надо сказать, что язык, на котором поют, всегда накладывает отпечаток на звучание композиции. Так вот на латышском как джазовые, так и народные песни звучат одинаково непонятно, притягательно и очень мягко. Шипящие согласные произносятся тут приглушенно, что сглаживает речь, да и само исполнение, если его сравнивать с нашим или с «черным» джазом, намного мягче, без острых углов и переходов из крайности в крайность. Но между тем, исполнение хора не уступает по эмоциональности и напору самым именитым коллективам. Не зря хор KAMĒR стал лауреатом 60 латвийских и международных конкурсов. Летом 2006 года он одержал сенсационную победу на Всемирной олимпиаде хоров, которая проходила в Китае. Хор Мариса Сирмайса выступал в трех категориях – классическая, современная и духовная хоровая музыка – и во всех завоевал золотые медали.
И если хор голосами изображает лес, то это не только березовая рощица, но и глухие дубы, высокие пронзительные ели… А уже в следующей композиции дирижер превращает хор в музыкальный инструмент-трансформатор. Искусно управляя голосами, Марис добивается звучания скрипки, затем контрабаса, которые настолько схожи с реальным звуком инструментов, что если закрыть глаза, можно попасть на инструментальный концерт. Почти все первое отделение концерта было отдано хору, только в самом конце на сцене появился сам маэстро, и зазвучали джазовая обработка произведений Баха.
Все второе отделение концерта уже было подчинено руке маэстро. Говорить обо всех наградах и достижениях Раймонда Паулса не имеет смысла: если человек о нем слышал, то он слышал и его произведения, а они, пожалуй, многое говорят об авторе. Его музыка исполняется в самых престижных концертных залах разных стран. Гениальный мелодист и аранжировщик, он совмещает в своих сочинениях интонации народной музыки, джаза, блюза, рок-н-ролла, французского шансона, немецкого шлягера, интонаций народных латвийских песен и стилизует их элементами популярной музыки. Возможно, это и есть рецепт популярности песен Паулса, которые со временем становятся классикой.
К тому же под стать величине самого маэстро были и его аккомпаниаторы – контрабасисит и пианист. Известный джазмен и мастер игры на ударных инструментах Марис Бриежкалнс является значительной фигурой по продвижению латвийского джаза в мире. Он принимал активное участие в международных джазовых фестивалях в США, Канаде, странах Европы, в России, на Фолклендских островах, в Исландии и других странах. Именно под его руководством выросли до престижных масштабов фестиваль «Rīgas ritmi» и конкурс молодых музыкантов «Sony Jazz Stage». А если говорить о втором, то на сегодняшний день контрабасист Тойво Унт является одним из ведущих джазменов Эстонии. Тойво – организатор международного фестиваля «Нымме джаз», международного конкурса джазовых вокалистов, лауреат международных конкурсов и фестивалей и просто друг Раймонда Паулса. А новое поколение джазистов представил темпераментный Интарс Бусулис. Его называют ярчайшим открытием последних лет в сфере джазовой музыки Латвии. 29-летний певец и тромбонист Бусулис является лауреатом конкурса молодых джазовых музыкантов «Sony Jazz Stage-2004» и обладателем гран-при конкурса молодых исполнителей «Новая волна-2005». В 2007 году принимал участие в фестивалях «PoriJazz» и «Rīgas ritmi». У исполнителя есть свой соло-альбом под названием «Shades of Kiss». Его энергия, его жизнерадостность заразила всех в зале – и уже бабушки на задних рядах были готовы пуститься в пляс под рок-н-ролльную композицию, но она сменилась лиричной песней «Lana», посвященной жене Раймонда Паулса.
Самым запоминающимся моментом концерта стала песня с названием «Смерть осы». Только композитор с замечательным чувством юмора мог сочинить подобную вещь, и только вокалист с яркой индивидуальностью, артистичностью и умением импровизировать мог ее исполнить так, что весь зал радостно и со смехом следил за коротким веком насекомого. Надо заметить, что Интарс Бусулис одним своим видом очаровал половину женской аудитории, другую половину он завоевал красивейшим тембром своего голоса.
На «сладкое», то есть на бис Раймонд Паулс с хором исполнили поппури из песен автора. Здесь как раз и прозвучали те песни, которые слышали и знают большинство пришедших, да и вообще большинство тех, кто любит популярную музыку. Опять же хочу заметить, что концерт показал именно джазовую, не так широко известную публике, творческую сторону композитора.
И напомнив публике, что ему давно уже не двадцать пять и, заметив мимоходом, что на следующий концертный день обещала приехать сама прима (Алла Борисовна), маэстро удалился. Вот и все, аплодисменты смолкли, остался только «догорать» орган на сцене, да отголоски джаза затихали где-то на балконе.
Даша Поденок