Панк концерт от пионера трип-хопа

Минувший пятничный концерт Tricky на сцене Эрарты прошел в рамках тура, организованного в честь выхода новой пластинки «Skilled Mechanics». Этот релиз представляет собой не просто свежий альбом, но и совместный проект множества музыкантов, среди которых датская певица и продюсер Oh Land, один из самых первых творческих друзей DJ Milo, с которым Tricky работал еще в группе The Wild Bunch, корейская рэп-исполнительница Ivy, а также постоянный ударник Люк Харрис, впервые представший в качестве вокалиста. 

Несмотря на долгожданную премьеру, альбом все же не дотягивает до уровня своих предшественников. Даже при многократном прослушивании, в числе композиций сложно выделить заглавные или запоминающиеся треки, скорее только новые голосовые изыскания, среди которых резкий речитатив Ivу и умиротворенное пение Харриса, выступившем в новом для себя амплуа. Как и прежде, Tricky остается верным своему «имени», создавая запутанную и искусную музыку. Он мастерски и ловко использует полистилистику, находит синтез между разными звуковыми элементами, играет с тембрами и голосовыми возможностями, создавая свой уникальный жанр (часто именуемый «трики-хопом»). Но все же, в сравнении с новым, предыдущие «False Idols» (2013) и «Adrian Thaws» (2014) вышли у музыканта удачнее: более личными и целостными. Tricky и сам признается, что такие альбомы, как «Skilled Mechanics» может выдавать хоть каждый год, в отличии от автобиографичного «Adrian Thaws», отнявшего много времени, сил и осмыслений.

 

Однако отойдем от альбома и переключимся на концерт в Эрарте. Несмотря на изначальные заявления о презентации альбома, сам «Skilled Mechanics» на сцене почти и не прозвучал. Публика услышала лишь пару композиций, сильно отличающихся по звучанию от студийного оригинала. Очевидно, премьера пластинки была скорее поводом для тура или безбашенного концерта, нежели продвижения недавнего релиза. Разумеется, семплы и параллельные фонограммы частое явление в концертах Tricky, но все же странно, когда добрая часть его творчества представлена с помощью женского вокала, а на сцене только мужская компания. Да и в целом, концерт был весьма минималистичен и построен скорее на лучших звуковых традициях The White Stripes, таких как, использование мощных и резких ударных, гитары с тяжелыми риффами и «жирными» аккордами, периодически заменяющей басовые партии. Отсутствие баса удивило многих, так как часто именно он играет первую скрипку в композициях Tricky. Концерт представлял собой хронологию творчества музыканта: от «Overcome» с первого альбома до магнетической и завораживающей «Vent» под непрерывную барабанную партию, а также совершенно гипнотической «Parenthesis» с яркими и резкими гитарными пассажами и тяжелой «Sun Down» c предпоследнего альбома.

Фото: Кристина Москвина

Как сам концерт был мало связан с новоиспеченным альбомом, так и музыку на сцене слабо можно отнести к трип-хопу, который активно приписывают исполнителю даже в тех композициях, которые не имеют с этим течением ничего общего. Конечно, первый альбом «Maxinquaye» 1995 года был сделан, как говорится, в лучших традициях, но все равно активно выбивался из обозначенных стандартов нового явления, тяготея то больше к хип-хопу, то, вообще, к гранжу. Последний в какой-то степени и превалировал в тот вечер на сцене. Точнее все было исполнено в панковской традиции - эдакий «концерт The Stooges». Огромное количество энергии; мощные гитарные гифы; Tricky, извивающийся как уж на сковородке, бегающий с голым торсом из угла в угол. Думается, что современные Питерские сцены уже и забыли о таких концертах. 

 

Как снежная лавина, концерт набирал оборот в звуке, хаосе, раскрепощенности и мощи. Плавные покачивания фанатов и редкие выкрики имени Tricky со временем вылились в единый всплеск эмоций, радостную толпу, танцующую со своим кумиром на сцене. Уже давно Tricky использует эту фишку, скандируя «don’t be scared» («не бойся»), он приглашает всех присоединиться к нему на сцене. Хотя стремительные полеты смартфонов со сцены для многих стали шокирующими, можно понять музыканта, взывающего к полной отдаче в музыке («пока вы роетесь в телефоне, вы не замечаете, что пропускаете сам концерт») и нежелающего позировать как на выставке для «селфи». Но ведь и приблизиться к человеку, чье творчество почитаешь, удается не так часто. Этот момент сокровенен, и каждому хочется урвать его частичку, чтобы возобновлять испытанные эмоции. Да и ни в чем не повинные слушатели из зала вынуждены маневрировать и уклоняться от стремительно пролетающих «снарядов». Однако это уже полемика, а на концерте такого масштаба - не до нее.

 

К тому же, Tricky очень повезло с выбором сцены, где никто не препятствовал музыканту в исполнении всех его прихотей и безумств. Изначально кажется, что Эрарта является странным местом для проведения подобного мероприятия (возможно, они и не догадывались о масштабах). Однако эта площадка обладает неплохой звуковой и световой системой. Переливы густого красного, холодного синего, плотный, всепоглощающий свет вперемешку с резкими, импульсивными световыми вспышками и зубодробящими низкими частотами инструментов составляли не то, чтобы большую часть атмосферы концерта, но немалую его долю. Все было бы на высшем уровне, если бы в какой-то момент вся эта аппаратура просто не сдалась. На последней композиции концерта все моментально и безжалостно выключилось. Остается загадкой, было ли это спровоцировано неконтролируемой толпой на сцене, и сделано в попытке разогнать публику, или же организаторам нужно позаботиться о более качественном проведении музыкальных вечеров. Но отдать должное Эрарте за исключительно интересный и удивительный концерт все равно стоит.

Да и Tricky, как говорится, не подкачал. Разменяв почти полвека, он до сих пор в отличной форме и настроении. Tricky умело пользуется двумя микрофонами для создания эффекта наложенного голоса. Обладая редким артистизмом, он проживает свои композиции на сцене, создавая мимикой, пластикой, шипением, хрипотой и рёвом просто гипнотический эффект. И, может, у этого исполнителя были более яркие и «экстремальные» концерты, но каждое его выступление уникально по своему, и у каждого заядлого слушателя находится в копилке самых запоминающихся.

 

 

Анастасия Артюшкова