Оторвемся по-шведски

18 декабря в клубе «Art Garbage» состоялся концерт Василия К. и группы Интеллигенты. Русско-шведский музыкант Василий К. – явление на нашей сцене в какой-то степени уникальное. В кои-то веки появился музыкант, открыто заявляющий о том, что он играет рок, но на творчество которого при этом повлияли совсем не монстры отечественной музыки – Цой, Шевчук, Гребенщеков и иже с ними. 

     Больше всего из западных музыкантов на него, по его собственному признанию, оказал Нил Янг, а из поэтов больше всего Вася ценит творчество Леонарда Коэна. Вася – музыкант «широко известный в узких кругах», у него больше десяти номерных альбомов, причем Василий умудряется выпускать их чуть ли не по две штуки в год. Любимая форма концертов коллектива – «акустические» квартирники, на которых он часто выступает в паре с флейтисткой Хельгой Патаки. Но в «Запаснике» состоялся электрический концерт, что бывает гораздо реже.

 

     Концерт  начался с выступления малоизвестной группы Сюр, и лучше бы этого выступления не было вообще. Звук явно был рассчитан на Василия К. и Интеллигентов, а не на разогревающую команду. Однако с появлением Василия народ оживился и начал стекаться из бара в зрительный зал.

 

    На  сцене  появился  Вася – длинноволосый,  одетый  в  щегольский  черный  пиджак и довольно улыбающийся. Грянула мощная песня «Дитя». Вообще, тексты Васи отличаются каким-то демонизмом. В этих текстах есть всё, начиная с романтики и лирики вроде «Алису с собой», и  заканчивая матом и пошлостью песни «Хуйня». Вася К. любит эпатировать публику. Любит зачитывать длинные стихотворения и выдавать словесные тирады минут на двадцать. Тема может быть самой разной – на этом концерте, например, мы услышали глубокие философские рассуждения о том, сколько туалетной бумаги использует среднестатистический швед.

 

      И все-таки, несмотря ни на что, Вася уникален. Он настолько талантлив, что за это ему можно простить даже пятиминутные запилы на одной струне и долгие-долгие монотонные проигрыши. Даже длительные разглагольствования про туалетную бумагу. Потому что у этого человека совершенно невероятная энергетика. После его концертов чувствуешь себя солнечной батарейкой, только что получившей мощный заряд энергии. Если бы можно было соизмерять степени таланта, его можно было бы легко поставить в одну шеренгу с самыми яркими представителями современного «русского рока».

 

     Любителям квартирников Василия К. сложно, а то и практически невозможно слушать его в записи – в студийных версиях песен вся энергетика почему-то самым волшебным образом пропадает, и слушать Васю становится решительно неинтересно. Без энергетики этого человека, без его физического присутствия эта музыка становится обыкновенной, одной из многочисленных записей малоизвестных музыкантов, с грязноватым гитарным звучанием и нестандартными, на первый взгляд сложными для восприятия тексты. зато когда он стоит на сцене с гитарой - Василий К. любит играть на контрастах. В его творчестве есть как лирические песни, так и самый откровенный стеб вперемешку с матом, и самый любимый его прием заключается в чередовании этих песен. Как сказал один из зрителей: «Только я настроился на лирический лад... Ну что это такое?» А это всё – способы самовыражения. И в этом весь Вася.

 

     Зато напоследок, спев песню про Достоевского и откланявшись, музыканты начали медленно снимать инструменты, с надеждой оглядываясь на публику в ожидании криков «бис!» и «еще!». И… такие крики не замедлили раздаться. Что лишний раз доказало, что подобная музыка (не будем употреблять никаких определений) ещё долго будет востребована в нашей стране.

 

Наталья Суворова