15 октября джазовый клуб «Cool Train Club», находящийся на третьем этаже «Б2», отметил свою вторую годовщину. Клуб, возглавляемый знаменитым саксофонистом Олегом Киреевым, успел за два года обзавестись славой одной из самых уютных, оригинальных и успешных джаз-тусовок в Москве: более 365 концертов в год, выступление самых известных музыкантов России и Запада. С большой регулярностью в клуб приезжают Питер Кинг (Великобритания), Джей Ди Уолтер (США), Дик Пирс (Великобритания), Иоахим Менцель (Польша), Селио Де Карвалио (Бразилия), Сигурда Улвесета (Норвегия). Клуб может похвастаться замечательным интерьером и раритетными фотографиями джазменов на стенах и, конечно, нововведением для России: именно «Cool Train» стал первым предлагать посетителям зайти к ним на воскресно-семейный джаз-бранч.
Поздравить «Cool Train Club» с днем рождения собралась замечательная команда, державшую внимание аудитории пять часов подряд. В начале вечера Олег Киреев и Кирилл Мошков, редактор Интернет портала «Джаз.ru», рассказали об истории создания клуба и о двух прошедших годах, но сделали они это достаточно быстро, потому что аудитория с нетерпением ждала начала концерта. Первым на сцену вышел гитарист Алесандр Виницкий, лауреат международных конкурсов, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, где сейчас преподает классическую гитару и проводит семинары и мастер-классы. Виницкий исполнил несколько авторские композиции, сочетающие в себе разные стили, а также аранжировки музыки Гершвина, Жобима, Бонфа, Жильберто, Пауэла, Портера, Роджерса. Причем последние композиции музыкант исполнил в дуэте с молодым Саксофонистом Андреем Антимоновым.
Следующие выступавшие явно были контрастом по отношению к лирическому и мелодичному, даже чуть-чуть грустному, началу концерту. Ритмы бразильского джаза ворвались на сцену. Группа «Esh» то, что называется, «зажгла» аудитория, это и понятно: ведь под такую завораживающую музыку и покойник станет танцевать. В репертуаре -обработки песен А. К. Жобима, причём многие из них в России совершенно неизвестны, бразильская классика, а также песни собственного сочинения на португальском языке( вокалистка группы Анна Клесун, ученица одной из самых известных джазовых певиц в России Галины Филатовой, сейчас учит португальский, а тексты песен для коллектива пишет поэт Жуао Эжипту). Конечно, группа «Esh» - это не классическая босса-нова, а скорее смесь джаза, самбы, блюза и латины. Весь состав группы: клавишника Игоря Надеждина, мужа Ани, до баса Владимира Смирнова, студент академии им. Маймонида, ударных Эльдара Насибова и перкуссии Андрея Атабекова -сыграл великолепно. Что же касается вокалистки, то тут без комментариев, вряд ли кто-то в последнее время слышал такой чистый, живой и в то же время эмоциональный, страстный голос. Эта группа притягивает внимание не экзотичностью репертуара или модой на Brazil Jazz, а, прежде всего, естественностью и профессионализмом исполнения.
Жалко, что «Esh» покинула публику достаточно быстро, потому что выступление Ирины Томаевой не произвело никакого впечатления, хотя публика явно узнала ее и аплодировала, наверное, по инерции. Даже несмотря на прекрасную импровизацию, знаменитая джаз-дива смотрелась очень серо, по сравнению с предыдущей вокалисткой, и ее не спасла блестящая аранжировка Виктора Матюхина, Валерия Памфилова и Феликса Лахнути. Может быть, Томаеву измотали воскресные джаз-бранчи в компании маленьких детей или красное платье латинской певицы, безусловно подчеркивающее красоту этой женщины, явно шло в разрез с тембром певицы, но на этот раз бренч с «взрослыми детьми за 30» прошел очень вяло, или публика просто не дошла до нужной кондиции, чтобы свободно подпевать вокалистке. Впрочем «фриком» (freak) вечера, в положительном смысле этого слова, можно назвать дядю Сэма - Сирокко Семена Мироновича, «пенсионера-степера», даже в свои года так лихо отбивающего чечетку, как вряд ли смог кто-нибудь из молодых. Нельзя оставит без внимания и Феликса Лахути, самозабвенно «зажигавшего» весь вечер. Этот милый парень из группы «Фанки-Лэнд», лауреат молодежной премии «Триумф» 2002, единственный в России музыкант, играющий на пятиструнной электроскрипке, а также вокалист, композитор и аранжировщик, играл и пел бек-вокалом с мэтрами русского джаза: Ириной Томаевой, Виктором Матюхиным, Валерием Памфиловым - на равных, и было видно, что всем им нравится его непосредственность и, мягко говоря, полная отдача музыке.
Позже на сцене появился Сергей Манукян, мастер скэта и джазовый певец номер один в России, исполнитель прекрасно играющий и на клавишных и на ударных. Он, как всегда, великолепно справился с импровизацией и исполнил пару вещей из блек-джаза. Причем вряд ли кто-либо, не видевший Манукяна живьем, подумал, что он «белый», потому что этот певец выдерживает весь тембр и ритм, характерный для афро-джазовых певцов. Но то, что потом «вытворяло» трио Манукян-Горский-Лахнути вообще не поддается никакому описанию. Их джем-сейшен показал, что такое «золотой» джаз: то с каким мастерством они импровизировали, подхватывали новые темы и развивали их, чувствовали желания друг друга, не репетировав до этого ни разу, то, как они играли джаз, заслуживает высших похвал и свидетельствует о чертовской талантливости всей троицы.
Под конец вечера на сцене зазвучали мелодии уже даже не блек джаза, а восточной музыки: скрипка Лахути выдавала лиричные армянские мотивы, а ударные Манукяна - грузинские. К ним присоединились все музыканты, кто еще могли держать в руках инструменты или петь, в том числе и сам Олег Киреев, взявший саксофон, дружно поддержал имповизацию. Так что вечер закончился на пике всеобщего веселья за именины джазового клуба «Cool Train Club» и, как всегда ( наверное по «старому русскому обычаю»), лезгинкой.
Максим Голованов