Музыкальная декламация и живое творчество масс. «АНТИ-ВИА Всемъ»

Анти Вокально-Инструментальный Ансамбль, более известный как АВИА с показательным ударением на – И, уже успел отпраздновать не один юбилей, но при этом не потерять задор и актуальность, присущие им, как тридцать лет назад, так и по сей день. 

В свое время группа произвела настоящий фурор, и имела большой успех публики. С другой же стороны - последовали многочисленные разнотолки и попытки причислить ансамбль к определенной жанровой классификации. Именно на этапе понимания, кто же такие АВИА, что они играют и из себя представляют родились споры об их музыкальной интеграции. Порой дать точную характеристику тому, что они создают, определить форму и рамки было важнее, чем обратиться к самой сути явления и музыкальной уникальности этих талантливых ребят. 

АВИА возникла, как логичное продолжение и новый творческий импульс небезызвестной группы «Странные игры», прекратившей свое существование в середине 80х. Основной «движущий» состав оформился в 1986 году из трех уже зарекомендовавших себя мультиинструменталистов, а именно: Николая Гусева, Алексея Рахова и Александра Кондрашкина. Стремясь создавать сложную, комплексную, «игровую» музыку, участники использовали множество инструментов, подчеркивающих определенную идею и движение композиционной мысли. Но из-за небольшого состава, постоянная смена инструментов и перемещение по сцене создавали некого рода суматоху и неудобство. Однако это повлияло не только на расширение состава, но и на формирование общей сценической композиции и действия коллектива на сцене. 

Фото: Олег Борищенков

Группой было принято решение пригласить к себе харизматичного актера-мима Антона Адасинского. Сложно сказать, с его ли появлением действительно оформился успех группы или нет, но его участие явно определило общий облик ансамбля, не задвинув тем самым главный идейный и музыкальный костяк из Гусева и Рахова. Стоит отметить, что на питерском концерте Адасинский много раз оглашал «виновников» творческого альянса, то и дело указывая и скандируя их имена. Выбор, который пал на Адасинского, не был случайным. Известно, что распад «Странных игр» был спровоцирован внутренним идейным конфликтом между участниками группы, потому образование АВИИ строилось на гармоничном творческом сосуществовании и взаимопонимании, так что участники не нуждались в человеке «со стороны».

 

Новопришедший Антон Адасинский и один из основателей АВИИ Алексей Рахов были давними товарищами, участвовавшими в школьной группе под названием «Второе дыхание», потому каждый прекрасно понимал, что хочет от нового альянса. В первую очередь участники стремились совместить разные параллели искусства в одном действии, не придавая этому синтезу надуманно сложной концептуальной идеи. 

 

Будучи участником театра «Лицедеи» Полунина, Антон Адасинский привнес на сцену действие, а именно театрализованное действие, артистично и живо подчеркивающее каждую композицию. Слова, музыка, движения оформились как ироничная дань пережиткам советской эпохи, а именно соцреализму, конструктивизму, и многим другим -измам, процветавшим в 20-х, 30-х годах прошлого столетия. Однако, их часто неправильно понимали, называя все происходящее не просто сарказмом, шуткой, а говоря современным простым языком «стебом». За рубежом подобное действие могло именоваться с приставкой –арт: панк, рок и т. д. или совмещаться с течением новой волны, экспериментального рока и авангарда, но не зацикливаться на одном «показательном» определении. Так музыка становилась понятна и априори объяснима. Но в советских 80-х все еще пытались истолковать это явление с помощью слов «рок» или «не рок». Развитие группы происходило параллельно мощному общественно-политическому и революционному движению, имя которому «перестройка», потому отклик на социальные, экономические и в первую очередь, культурные изменения в стране, «живое творчество масс» и курс на совершенствование общества также был найден и по своему обдуман в творчестве группы. 

Постоянно отсылая к наивной сатиризации идеологии начала века, критики часто не замечали пародию группы именно на неудовлетворяющую их современность, и в первую очередь массовизацию эстрады, а также использование этой эстрады как канона музыкальной мысли СССР. Это и послужило причиной возникновения названия: АНТИ-ВИА, преобразовавшееся в АВИА. И главным громким музыкальным заявлением выступил пожалуй лучший их альбом ««Всемъ!», записанный в 1988 на студии звукозаписи фирмы «Мелодия». Этот альбом и составляет основу уже привычного, но яркого и продуманного концертного перформанса, который группа периодически представляет последние годы, и который был удачно, даже более, чем удачно исполнен на сцене Aurora Concert Hall на четвертый день нового года. Уже обозначенный «золотой» состав при участии «физкультурной» группы театра DEREVO Адасинского стал больше чем тёплым и красочным подарком в крайне морозный январский вечер. 

 

Стоит отметить, что ничего непривычно нового на сцене уже не происходит. Программа не меняется, сценическое оформление тоже, театрализованное действие остается прежним. Потому описывать само действие, наверное, уже не представляется актуальным. Интересно то, что это до сих пор пользуется успехом, и причин тому много. Группа не приедается слушателям ежемесячными концертами, а лишь периодически устраивает публике праздники. Ярко, весело, декламационно; происходящее действие завораживает, заражает радостью. Именно смотря на таких людей у более молодого поколения возникает мысль: «Надеюсь, я буду таким же в их возрасте».


Происходит двойной эффект ожидания. Даже заведомо зная их программу и предвосхищая концерт, зритель удивляется комплексности и торжеству происходящего и спустя столько лет не теряет интерес. Также произошло и в Авроре. Действие так хорошо подчеркивает музыку и слова, что этот синтез просто неразрушим, а музыка, наоборот наполняется большим содержанием. Спустя тридцать лет слова Троицкого о выступлении Адасинского все еще актуальны: «Загадочный, бритоголовый, обладающий удивительной пластикой, он привлекал к себе внимание, едва появившись на сцене, и уже не отпускал завороженных зрителей…». И все, что происходит на сцене может найти свой отклик и в противостоянии современного эстрадного исполнения. Неинтересной, искусственной подтанцовке пластиковых «звезд» противопоставляется пантомима, игра, точнее обыгрывание музыкального действия: марши, пирамиды, танцы. 

Программа собрала в себе лучшее из творчества группы, с неизменным исполнением «Раз-два - шире шаг!», «Семафор», «Проснись и пой!», мистической «Ночью в карауле», ироничной «Я не люблю тебя» и других. И, действительно, все, что происходит на сцене хотя бы на один вечер сентиментально заставляет верить в эти строчки: «Плечом к плечу - вперед! Наш час придет! Сомненья все долой, проснись и пой!». Время проходит незаметно, и столь насыщенный концерт в три часа проходит как три минуты.Дополнением к вышесказанному будет то, что музыканты не останавливаются на главном своем успехе под названием АВИА. Петербургский концерт также был приурочен к знакомству с другими коллективами и работами музыкантов. Николай Гусев открыл концерт своим проектом «AEROKRAFT», исполняющим экспериментальную, синтетическую музыку с вкраплениями электроники и индастриала. Ее подхватил, а точнее перехватил Адасинский со своим коллективом «Positive band», исполняющий романтичную фанк и авангард музыку. Все вместе это слилось в полноценное и логичное выступление: от нового к старому, от старого к постоянному и неизменному. Потому, стоит наивно сказать, что концерты АВИА до сих пор заслуживают внимания, и это прекрасный способ провести вечер.

 

 

Анастасия Артюшкова