Панк-рок коллектив в стиле свинг

Петербургский коллектив Newlux на корню разгромил тезис о том, что джаз - это унылая музыка для консерваторских зануд. На сцене парни чувствуют себя королями вечеринки, поблескивают лакированными ботинками, цепляют внимание черными галстуками и устраивают настоящие джазовые рейвы. Современные хиты западной поп-сцены, классика рока и талантливо переведенные на английский язык песни советской эпохи звучат свежо и зажигательно в исполнении этих обаятельных парней. В преддверии презентации дебютного альбома «Old Fashioned» участники питерского джаз-бэнда рассказали Jamsession.Ru о своих творческих планах, современной культуре и прежде всего - джазе. 

- В ноябре в свет вышел ваш дебютный альбом. Однако история группы имеет почти трехлетнюю биографию. Расскажите об истории ее создания.
А.Орлов:
 Мы ведем свое летоисчисление с 2012 года. Тогда состав группы был немного другой, но смысл был тот же. Уже тогда мы работали под брендом «Newlux». Именно с теми аранжировками и музыкой, которую мы впоследствии развивали. В феврале было одно из первых выступлений.
С.Вырвич: Сначала нас было четверо. Потом к нам добавился ещё барабанщик и поменялся гитарист.
А.Орлов: Всё это произошло практически одновременно.

- А вчетвером играли в каком составе?
А.Орлов
: Все то же самое только без барабанов. До сих пор в социальных сетях можно услышать некоторые записи в старых версиях. В том числе «Johnny», которая сейчас всем известна с присутствием Кирилла (ударник - прим.ред.) и новым текстом. Текст был немного другой. Тоже на английском языке. Но впоследствии мы его доработали, и в альбоме можно услышать песню в новом варианте.

- Кто переводит тексты?
А.Орлов
: Сейчас переводом и адаптацией текста занимается наш штатный менеджер и переводчик Олег Кобельский. В первых песнях принимал участие наш бывший гитарист – Саша Шерстнев. Но потом мы подключили Олега, чтобы добиться литературной точности текстов. Ведь основная задача, которую мы перед собой ставим, - не просто перевести песню, а адаптировать её с исходным смыслом.
С.Вырвич: Переименовать «Васю» в «Johnny» было нашей общей идеей. В феврале 2015 года мы выпустили её на одноименном сингле. На обложку Вадим Черный попробовал поставить нашего барабанщика Кирилла Кириченко, и всем сразу понравился такой вариант. Отдельная гордость - более чем теплая реакция на песню автора «Васи» Евгения Хавтана, который пошутил, что наша версия «вернула ему веру в человечество». Мы непременно исполним её однажды с самим Евгением - таков план.

- Если мы начали говорить про каверы... У вас очень интересный выбор песен, с которыми вы работаете. В их числе: Queen, Metallica, Daft Punk, Britney Spears. Почему такой разброс?
С.Вырвич:
 Это всё что мы слушаем. Мы меломаны. Я вот Металлику люблю. Лёха – Бритни Спирс. (Смеётся) Но, на самом деле мы просто играем классные песни, которые нам нравятся и узнаваемы публикой, и что особенно важно - которые, хорошо прозвучат в нашей аранжировке. Но, честно говоря, сейчас основной акцент мы собираемся делать не на каверах. Следующий альбом мы планируем записать уже полностью из своих песен. 

- Сейчас на альбоме четыре авторских?
С.Вырвич:
 Да, из 9 песен 4 авторских
А.Орлов: В концертной программе авторских песен уже больше. Их премьера состоится на презентации нашего альбома, но войдут они уже в следующий. Также мы сыграем несколько новых каверов и переведённую песню, которой нет на альбоме. Будут и зарубежные композиции, которых мы ранее не исполняли на концерте. 
С.Вырвич: Каверы были для нас взлётной полосой. Мы не скрываем того, что первоначально планировали делать что-то типа коммерческого проекта. Но не смогли. Мы влюбились друг в друга и стали настоящей рок-бандой. И по-другому у нас не получается. Играем джаз, а всё остальное у нас как в роке.

- Но основное направление - джаз?
С.Вырвич:
 Мы всё делаем в этом стиле, но все песни, которые мы играем, относятся к року и к панк-року. Мне кажется, что даже в исполнении у нас чувствуется панк-рок и металл... От этого тяжело избавиться. 
А.Орлов: Мы и не пытаемся. И не хотим, чтобы нас считали только джазменами. Панк - это хорошее слово. Джаз-панк, джаз-рейв. Мы развиваем любые жанры. И хотим скорее быть поп-группой в широком смысле этого слова, как Foo Fighters или Nirvana. Содержание то же, просто в отличие от них мы играем музыку в стиле свинг. 

- Сейчас альбом называется «Old Fashioned», выражает ли это эксклюзивную стилистику именно этого альбома? И почему «Old Fashioned»? Откуда название?

А.Орлов: Первоначально была идея некой игры слов «Newlux»/«Old Fashioned» - новое/старое. Плюс «old fashioned» дословно «старомодный», что отлично описывает музыку, которую мы делаем. Также «old fashioned» - это напиток. Популярнейший. Я вот «олд фешн» воспринимаю как стакан, из которого положено пить виски. Нам показалось, что это название очень интересно и многозначительно, как и «Newlux». Здесь есть единство стиля, который мы развиваем. 

- В каком стиле вы будете работать дальше? Будет ли что-то меняться?
С.Вырвич
: Стиль будет интерпретироваться, но резкой смены не будет. 
А.Орлов: Синтезированных ударных звуков или перегруженных гитар ждать не нужно. Они не подойдут «Ньюлаксу». Если мы будем что-то добавлять, то оркестрового - побольше струнных и духовых. 

- И всё же.. почему вы поете не на русском?
С.Вырвич
: Потому что стиль джаза родился в Америке. Вокальный джаз традиционно исполняется на английском. Конечно, всё это имеет место и на любом другом языке. Хороший пример - на французском. Но это больше исключение, чем правило.
А.Орлов: Вернемся к нашим классическим корням - опере. Бельканто – это итальянская манера пения на самом певучем, классическом оперном языке. Моцарт опроверг данный факт. Но это был гений, и практически единичный случай, когда опера была популярной и восхитительно звучала не на итальянском. Ведь даже русские оперы наших гениальных композиторов - Чайковского, Римского-Корсакова и Бородина всегда исполнялись в итальянской манере бельканто.
С.Вырвич: Это часть стиля. Аутентичность, которую мы хотим сохранить. Так же как и использование акустических инструментов - для создания целостного восприятия звука и самой эстетики. 
А.Орлов: К тому же, это позволяет рассказать об отечественной музыке на международном уровне. Ведь носители английского языка, не знакомые с нашей культурой, становятся к ней ближе и начинают понимать песни, которые мы любим с детства. 
С.Вырвич: Конечно, это наш долгосрочный замысел. Но популяризация - одна из приятных вещей, которая может работать. Вдобавок - в стиле джаз, наиболее близком Европе и Америке. Ведь это невероятно приятно, если наших композиторов и музыкантов станет любить не только отечественный, но и европейский слушатель.

- Насколько я знаю, интеграция происходит и в другую сторону. Вы поёте любимую молодёжью песню из «Гриффинов» и записали пару роликов в творческом тандеме с телеканалом «2х2».. Можете рассказать немного и об этом?..
С.Вырвич:
 Мы очень давно переделали эту песню, играли её на концертах, и молодежь в зале, никогда не ожидая её услышать, очень хорошо реагировала. Впоследствии мы рассказали о ней телеканалу «2х2». Им наша затея понравилась, и они предложили нам что-нибудь сделать вместе.
Н.Баринов: У нас началась самая настоящая дружба. 
А.Орлов: Сейчас на «2х2» идёт ролик с нашего концерта, записанного уже в их студии. У нас очень много идей и мы хотим сотрудничать. К сожалению, телеканал переезжает на кабель. Но мы уверены, что фанатов у него от этого меньше не станет... Я, может быть, ошибаюсь, но мне кажется, мы единственная группа, клипы которой крутят по телеканалу «2х2». Не по «Муз-ТВ» или «МTV», а именно на «2х2». 

- А как же Макфарлейн?.. К нему письмо идет?
А.Орлов:
 Мы поговорим об этом, когда сделаем ещё одну композицию, и, возможно, будем вторыми русскими музыкантами, которые попадут в «Гриффинов». Первым был Эдуард Хиль со своим «Тро-ло-ло». Мы будем вторыми. (Смеётся)

- Стоит ли ожидать от вас новых сюрпризов в ближайшее время?
А.Орлов
: Разумеется. К новому году мы хотим сделать новое видео, чтобы порадовать наших поклонников. В прошлом году это было видео с ВИА «Татьяна» - «Five To Twelve», которое очень быстро стало популярным на YouTube. 

- Есть ли люди, на которых вы ориентируетесь в своём творчестве? Возможно каверисты.. кто-то на кого вы хотите быть похожими? Ричард Чиз или кто-нибудь другой?
Н.Баринов:
 Как раз на него мы скорее стараемся быть не похожи. Мы равняемся скорее на Курта и «Нирвану». Вокально я использую именно его экстремальные виды горлового пения, также как и для элементов шоу.
С.Вырвич: Ну а что касается тех, кого мы используем чаще всего, это - Фрэнк Синатра с его свинг биг-бэндом.
Н.Баринов: Благодаря совету Сергея (контрабасист- прим.ред.) попробовать подражать Синатре - наша манера и родилась. 
И.Федосеенко: Я назову еще Джейми Каллума. У него очень много джаза, попа и рока – собирательный образ. Каллум играет во всех стилях, и у него это очень здорово получается. 
К.Кириченко: Джейми - наш общий вдохновитель, ну и, конечно, аранжировки Синатры. 
И.Федосеенко: Кроме прочего, я проштудировал многих джазовых музыкантов: среди исполнителей – Сонни Роллинз, гитара – Уэс Монтгомери, духовые - Майлз Дэвис. Всё это классические топовые музыканты, которые творили лучшую музыку, и на которых мы хотим быть похожими.
Н.Баринов: Вся классическая манера джазовой импровизации формировалась у духовиков и пианистов. Гитара уже вошла намного позже.

Фото: Лиза Елисеева

- Аккордеон, наверное, еще позднее…
С.Вырвич:
 Это – наш любимый вопрос. Касательно импровизационности игра на аккордеоне стала новинкой. Особенно его использование в джазе. 
А.Орлов: И тут лучшие примеры исполнителей - Арт Ван Дамм и Оскар Питерсон, чьими роликами я до сих пор засматриваюсь.
С.Вырвич: Сейчас аккордеон мы больше используем как духовой инструмент. Они с саксофоном часто играют в унисон. 
А.Орлов: Чтобы сделать некую «паечку».
С.Вырвич: Вот это сочетание саксофона и аккордеона в унисон звучит довольно оригинально. 
А.Орлов: Есть произведения, где я могу сыграть, имитируя духовую партию вместе с Никитой – какой-то проигрыш вместе с саксофоном, где-то сделать некие гармонические «подклады» или духовые партии, где аккордеон будет звучать соло. Кроме прочего, я иногда играю на глокеншпиле. Поэтому в нашей группе я – мультиинструменталист.

- У всех вас есть профессиональное музыкальное образование. Можно ли сказать, что оно как-то повлияло на ваши музыкальные предпочтения?
А.Орлов:
 Мы окончили Санкт-Петербургское Училище им. Мусоргского, где и познакомились. Крутились в этой панк-рок среде, и вся наша деятельность всегда была подкреплена дружбой. Потом мы просто собрались и стали играть музыку. Разную. У нас нет ограничений по стилям. Мы не хотим ставить себе рамки. Ведь профессиональное образование помогает смотреть на музыку значительно шире.
С.Вырвич: Процесс слушания не связан с образованием. Навыки помогают нам разобраться и проанализировать то, что мы слышим. Великолепное знание гармонии у Илюхи (гитарист – прим.ред.), к примеру, позволяют сделать просто потрясающую джазовую гармонизацию. И так – во всём. У нас есть вкус, материал и навык - все это позволяет создавать наше творчество. 
А.Орлов: Мы не делим музыку на элитарную и массовую, или какие-то жесткие стили. Ведь если посмотреть даже на концерт классической музыки, он может состоять из абсолютно разных вещей, там могут звучать сочинения Баха и Вагнера, дальше Моцарта, и тут же Стравинского и Шостаковича. В итоге все воспринимается под общим грифом «классическая музыка», хотя всё это - абсолютно разные эпохи и жанры. Разумеется, профессионалам следует понимать что откуда, но разброс – должен быть большой. Как было когда-то, фанат «Алисы» мог подраться с фанатом «Кино», не говоря уже про фаната «Prodigy» - ну это же просто бред! И то, что сейчас слушатель начинает импонировать совершенно разной музыке и всевозможные границы стираются – это естественная и вполне понятная тенденция. Потому что музыкальное искусство - едино. Мы слушаем разную музыку. И у нас есть фанаты и «Алисы», и Курта, и мы - понимаем друг друга. 

- Есть ли какая-то единая цель вашего творчества? Зачем все это делается? 
А.Орлов:
 Мы музыканты и творческие люди. А творческие люди всегда несколько эгоистичны. Нам самим нравится этим заниматься. И для нас это очень важно. Порой мы слышим критику в свой адрес, но нас это не смущает. В хорошем смысле, наш творческий эгоизм нас спасает. Конечно, у нас есть цель и желание, чтобы нас понимало как можно больше людей, и они становились от этого лучше. Но это не первостепенная задача. Это же глупо думать, что сейчас мы выпустим альбом и изменим мир. Мы делаем то, что нам нравится и хотим, чтобы публика росла, и нам от этого тоже становилось лучше. Но делать что-то специально для того, чтобы завтра оказаться на федеральном канале, мы никогда не будем. Нам важно донести именно то, что мы хотим, и сделать это искренне, без сомнительной цензуры и чужих корректив. А если честно, мы просто любим играть и получать от этого удовольствие. И здесь не нужен дополнительный смысл. Как и не нужен он нашему слушателю, чтобы получать удовольствие от того, что мы делаем.

Newlux: Никита Баринов - вокал, саксофон, Илья Федосеенко - гитара, Алексей Орлов - аккордеон, Сергей Вырвич - контрабас и Кирилл Кириченко - барабаны.

 

 

Аня Саяпина