Вообще-то музыку «Мэдз» нельзя отнести ни к фольклору, ни даже к стилю «world music». Исполняемые ими произведения можно назвать мировой музыкой, только это не будет русификацией вышеупомянутого названия. Это будет определением музыки, которая, с одной стороны, включает в себя разнообразные мотивы со всего мира, с другой стороны, является музыкой мирового масштаба. «Мэдз» - именно такой хор.
С географией у меня туго. Чтобы представить себе Филиппины, лезу на сайт filippiny.ru: «Демократическая республика Филиппины, географически расположенная в западной части Тихого океана, состоит из Филиппинских островов и группы островов в самой северной части Малайского архипелага. Культура Филиппин - это уникальная смесь восточных и западных культур. Филиппинская культура была отмечена длительными периодами господства Испании, а впоследствии и Америки, что не могло не повлиять на ее характер».
Мадригал – средневековая вокальная форма, многоголосные песенки любовно-лирического содержания, причем авторские, а не народные. И «Мэдз» своему названию соответствуют, хотя музыкально выходят за пределы средневековой мелодики и гармонии. Здесь много XX века в разных его проявлениях: и авангардная атональность, и налет слащавости, свойственной поп-музыке – только не русской попсы, а элтоновских популярных композиций. Есть и фольклор, причем вещи, основанные на народных попевках, объективно интереснее и авангарднее прочих. А мотив игровой песенки «Dayo Dayo Kupita» удивительно напомнил русскую попевку «Хороню я золото», которую, впрочем, никто сейчас и не знает. А ведь обычно в самых простых формах и сохраняются архаичные мотивы!
Хотя об архаике здесь говорить как-то неудобно. Даже если учитывать гремучесть той смеси языков и культур, что царит на Филиппинах, можно предположить, что композиторские обработки народных мотивов на народное же ухо звучат как наши «русские народные песни» в интерпретации учебников по сольфеджио, то есть катастрофически неестественно. И выглядят «Мэдз» как настоящий хор в своих одинаково красивых платьях и костюмах, разве что на сцене они не стоят, а сидят полукругом, и их руководитель, Энтони А. Карпио, не дирижирует, а стоит у краешка сцены, и наблюдает за всеми, и поет вместе с ними. Их больше двадцати, и поют они, конечно, без микрофонов. Их голоса заполняют пространство своей натуральной, ничем не искаженной тканью, а музыка получается одновременно и чрезвычайно мощная, и очень хрупкая.
12 мая Филиппинские Мадригальные Певцы были в Москве и пели в культурном центре «ДОМ». Первое отделение было разнообразнее, сложнее второго. Во втором чем дальше, тем более попсовыми становились композиции, и все очевиднее проступала эта современная западноэстрадная манера выпевания мелизмов, расстановки эмоциональных акцентов в пении. Но мастерство исполнения сложных полифоний и невообразимых интервалов, искренность певцов настолько бесспорны, что критиковать их как-то и рука не поднимается. Если верить программке, они поют много о детских играх, детстве и от лица детей. Именно это, наверное, помогает им сохранять в музыке такую высокую концентрацию наивности и счастья.
Ирина Шувалова