Алиса - «Изгой»(2005)

Предыдущий альбом Константина Кинчева сотоварищи под названием «Сейчас позднее, чем ты думаешь» вышел ровно два года назад. Тогда, после трехлетнего перерыва в выпуске «концептуальных» пластинок он был воспринят поклонниками на ура.  Осенью прошлого года «Алиса» представила вниманию публики следующую серьезную работу. Не в пример предыдущему, название  релиза звучало коротко и ясно: «Изгой».

 

        Ожиданий от  пластинки «Алисы» было много, но… увы. От предыдущего альбома  «Изгой» отличается лишь названием и набором песен. Всё остальное – будто бы точное повторение старого материала. От первой до последней песни   "Изгой" – это одна сплошная копия «Сейчас позднее, чем ты думаешь», только слегка утяжеленная и гораздо менее удачная. Копия, доведённая до такого состояния, что до пятой песни удается дослушать с трудом, борясь с искушением выключить пластинку и отдохнуть от бесконечного однообразного грохота. Те же тяжелые басы, напоминающие Rammsteine, те же знакомые риффы, те же приёмы, - например, в песнях звучат вставки стройного хора голосов с концерта Алисы. В прошлом году они дружно скандировали «Моя светлая Русь!», в этом – «Рок-н-ролл крест!» В самом деле, какая разница?

 

        «Изгой» – это набор исполненных в ритме марша избитых кинчевских мыслей и выражений и старославянских слов, также неоднократно использованных в его творчестве. Даже не верится, что эту пластинку сделал тот же человек, который в свое время записал альбомы «БлокАда», «Шабаш» и «Черная метка». 
         Пожалуй, лишь одна песня на альбоме напоминает о прежней «Алисе». Это длинная, почти десятиминутная, красивая и величественная баллада «Солнце – Иерусалим». Искренность и поэтичность слов в этой песне не может испортить даже чересчур тяжелая аранжировка.

         В остальном же Кинчева не узнать: он даже психоделично-мистическую композиция «Ночь» группы «Пикник» способен превратить в ударный боевик с тем же гитарным риффом, напоминающим марш. Куда же делась вся мистика, сила, поэзия в музыке «Алисы»? Где в концов концов, кинчевский талант? Такое впечатление, что всё бесследно растворилось в нагромождении архаизмов и призывов объединиться против иноверцев и басурман. Возможно, в живом варианте альбом звучит гораздо более органично, всё-таки концертной энергетики группа не утратила за все двадцать с лишним лет, но в записи... Не спасает даже качественный звук, сделанный немецким саундпродюсером.

Одним словом, вся пластинка монументальна, добротна и примитивна, как крепкая, недавно срубленная изба. У неискушённых слушателей «Алисы» пластинка «Изгой» вряд ли вызовет желание услышать её ещё раз, пишу это как бывший алисоман. Альбом сам напрашивается на оценку «только для фанатов». Да и то, видимо, не для всех.

 

         Помнится, в конце 80-х Виктор Цой сказал: «Нам за честность могут простить практически всё. Но когда пропадает честность – уже ничего не прощают». В искренности Кинчева сомневаться не приходится. Однако ни за какую честность не получится закрыть глаза на одни и те же приёмы, отсутствие новых поэтических образов и зацикленность на одной теме. Такое впечатление, что безграничная свобода старых песен Кинчева сменилась тяжёлыми строевыми маршами и неприступной стеной с колючей проволокой. Очень жаль, что так получилось, Константин Евгеньевич.

 

 

Автор: Наталья Суворова