Пока еще ближнее (и дальнее) зарубежье не радует нас частыми концертами звезд своих ска-реггей сцен. Но сентябрь уже с первых чисел дает нам понят, что дело идет на поправку. И первым симптомом к выздоровлению стал приезд в Россию лидеров нынешней голландской ска-сцены и одной из самых передовых мировых ска-джаз групп – Rotterdam Ska-Jazz Foundation. В Первопрестольной мастера ямайской слабой доли и европейских импровизаций остановились на два гига – в Б2 7-го и в Гоголе 8-го сентября.
Фото: Flickriver, Treibsand
SJF – парни занятые. Кто учится, кто работает, тромбонист Arjen периодически колесит по Европе с The Toasters, также существует коллектив Kingston Kitchen 809, в котором задействован весь RSJF и мега-звезда мирового ска и дансхолла из Германии – Dr. Ring-Ding. Но, несмотря на занятость, выглядят они очень даже свеженькими. Часть группы общается с российскими музыкантами, часть прогуливается по клубу, Arjen сначала выкладывает из чемоданов стафф (футболки, диски, пластинки, значки), а затем мило объясняет сотруднице клуба Б2, куда что положить, да сколько что стоит. Атмосфера в самом громком московском клубе достаточно тихая, спокойная, народу немного (видимо, публика разделилась на два дня – кто в Б2, кто в Гоголь). Пиво, душевные беседы, примерка футболок, копание в значках – и так незаметно для всех на сцену выходят и сами звёзды этого вечера. Спокойно поприветствовав публику, они более не могут ждать и молчать, сегодня господствует музыка. И не нужно лишних слов. Только музыка. Роттердамцы не поют. Хотя некоторые пришедшие ждут от них веселых песен, запоминающихся припевов – мнение о ска-музыке, как о беспечных коротеньких песнях, быстрых ритмах и вездесущего слова «позитив», уже прочно сложилось в умах российских обывателей. RSJF же показывают (и дают послушать, естественно) неведующей российской публике немного другое ска, отличное от той музыки, которую привыкли называть этим словом из трёх букв сейчас. Никаких тяжёлых гитар, бешенных ритмов и невнятной слабой доли, глупо-улыбчивых коротких песенок и текстов ни о чём. Да, у них вообще нет текстов песен! Хотя, нужны ли они.
Упомянув об обывательстве в ска-публике все же стоит признать, что автор приврал. Большинство присутствующих все же могут отличить ска современное от ска оригинального. Многие из них подпевают мелодии. Как это подпевают? Так вот и подпевают – кто-то еле слышно поддувает себе под нос «ту-ту-ту», кто-то подергивает языком в такт слабой доли «тац-тац, тыц-тыц», а кто и нагло, в полный голос распевает любимые мелодии «уооо», и «уаааа», и как угодно, насколько ему позволяют его музыкальный слух, ну, и смелость, конечно. А подпеть (и подмычать) есть чему. Репертуар голландцев необычайно велик. Интерпретации лучших мировых джазовых композиций в ска и реггей – «Sidewinder» Ли Моргана, «Yarbirds Suite» Чарли Паркера, «A Night In Tunisia» Диззи Гиллеспи, «Milestones» Майлза Дэвиса – все это классика джаза, в сочетании с магическими ска-реггей ритмами дающая эффект экстаза, и в этот вечер нирвана настолько близка, что кажется, закроешь глаза, и ты уже не в московском клубе, а где-то в окрестностях Шамбалы, а вокруг – музыка. И музыканты, думается, находятся в таком же состоянии. Саксофонист Sybren, извиваясь, как змея, настолько увлекается своим соло, что его, кажется, не остановить, а товарищи по группе стоят и смотрят на него выпученными глазами. Гитарист Jeroen во время исполнения «Illegal Operations» усаживается на край сцены и с головой уходит в соло (в это время его окружают люди с фотоаппаратами, такой-то кадр упустить!), клавишник Hiddeous во время своего соло в этом же треке исполняет пальцами на органе брейк-данс, при этом раскачиваясь из стороны в сторону и строя такие гримасы, что у кого-то в толпе возникают сомнения в нормальном (не подслащенном одурманивающими препаратами) состоянии музыканта. Во время перерывов между композициями Arjen успевает рассказать о том, как они добирались до России: «6 часов трясучки на дороге, кажется. Что ты едешь по поверхности Луны», и о том, что на сцене им нельзя пить водку, ну, и, конечно: «Spasibo! Nazdorov'e!», куда ж без них. Хоровое «Хэй-хэй» под заводную «Magyar Posta», флэш-мобовое «Давайте все присядем, а когда я скажу: Jump! Все вместе подпрыгнем в воздух», бесконечные танцы до дыр в полу, и вот музыканты прощаются с залом и уходят за сцену. Ну, конечно, так они и ушли! «We want more! We want more!» сотрясает стены клуба, и барабанщик со славянским именем Dimitrov начинает барабанную дробь, предвещающую знаменитую «Blues March» Арта Блэйки. Еще несколько треков – и все-таки пора уже уходить – и музыканты устали, и публика, и время позднее, да, и вся программа сыграна.
В зале на бедных голландцев буквально набрасывается публика (не так, конечно, как на концертах Мадонны или, скажем, Иванушек int.) дабы спросить автографа, фотографии на память, либо просто поболтать (что сделать сегодня гораздо легче и приятней, чем на концерте все той же Мадонны). Парни оказались достаточно общительными, так что преградой могло стать разве что незнание языка. Но, пора разбегаться, тем более на следующий день голландцам предстоит концерт к клубе Гоголь.
Из разговоров после концерта становится понятно, что большинство осталось в полном восторге от выступления, что подтвердилось на следующий день в Гоголе. «Ба! Знакомые лица! По-моему вас я видел вчера в Б2». Действительно, по второму разу пришли многие, а те, кто пришел первый раз кусал локти из-за пропуска прошлого гига. Как бы то ни было, отдельно описывать концерт в Гоголе не имеет смысла, т.к. сыграна была та же программа, так же, закончив игру, RSJF вышли на бис. Стоит отметить лишь, что в этот раз на бис вызывали их уже криками «Еще-еще!», да, и кричало человека 3-4, однако, выход на бис, по-моему, настолько укрепившаяся традиция, что голландцы (прятавшиеся все это время за колонкой) последовали и за этими (немного вялыми) зазываниями, и сыграли еще. И танцевавших в этот день было меньше или наоборот – пребывавших в сидячем положении больше. За следующие 3 дня голландцам предстоит дать еще 3 концерта – два в Питере и один в Пскове.
Вот так и закончился рейд голландских джазменов в Москву под ритмы слабой доли и танец stomp. Глупо было бы говорить, что довольными остались все (это невозможно в принципе, всегда есть ворчалки), но те, кто все-таки остался (довольными) – получили впечатлений на очень долгое время. Мелодии до сих пор в головах, а язык сам дергается, повторяя «тац-тац, тыц-тыц». Сами RSJF поклялись и побожились, что сделают все возможно, чтобы вернуться в Россию в следующем году. Стоит ли им верить или нет – вопрос времени, посмотрим, подождем. Ну, а пока можно украшать гостевую официального сайта RSJF русскими словами и выражениями и слушать купленные на концерте или в другом месте, скачанные из Интернета, переписанные у друзей альбомы группы на CD, виниле, ну, и на чем больше нравится. И «тац-тац, тыц-тыц»…
Сергей aka Reggie