Организаторам, участникам и посетителям «Острова света» в день открытия ужасно не повезло: 1 июля в Москве было промозгло, зябко и вовсе не солнечно. Отсутствие ливня уже можно было считать везеньем. Отсутствие Света на Острове его имени омрачало все.
Концерты в первый день фестиваля, равно как и в последующие дни, должны были начаться в полдень. Как и следовало ожидать в такую дурную погоду и в такую для Москвы рань, зрителей было – кот наплакал. Им пришлось до половины третьего мерзнуть на лавочках возле бюста Гюго, где и была установлена Малая сцена. Рядом с ними мерзли «Волки и овцы», заявленные в программе первым номером и «отчекавшиеся» где-то в половину второго. Зато было время осмотреть превращения, совершившиеся с садом Эрмитаж.
Справа от театра «Эрмитаж», ближе к месту зимнего катка располагается первая заградительная конструкция. Прямо напротив прохода начинается такая же металлическая перегородка, разделяющая сад на правую и левую половины. Справа пока еще ничего не происходит: там основная сцена, на которой концерты начнутся вечером. Слева среди клумб и дорожек примостились какие-то неясные конструкции вроде фанерных подиумов, на которых установлены шатры или шалаши – с трех углов. Пройдя за ограждение и стоя лицом к Малой сцене, которая в глубине, ближе к театру «Сфера», слева можно было увидеть китайскую делегацию из людей среднего возраста и пожилых, которая потом весь день запускала и продавала традиционных воздушных змеев. Чуть подальше них театр-студия «Суряница» водил хороводы с немногочисленными посетителями. Справа располагался шатер, укрытый шкурами снаружи и устланный – частично – изнутри, в котором «жили» гости с Чукотки. У сцены был кришнаитский шалаш, рядом с которым периодически пели мантры и раздавали разноцветные цукаты. Все другие шатры и палаты на деле оказались не «шатрами культур», а этническими магазинами на выезде.
…Вообще все это: и торговля, и будто с чужого плеча наряженные в национальные костюмы люди (в то время как почти все выступающие были одеты в современную одежду), и разрушающие пространство сада и его атмосферу сооружения, – все это напоминало атмосферу казенного «народного гуляния», которое из года в год устраивает администрация любого подмосковного города в день какого-нибудь официального праздника. Дмитрий Дибров, прогуливавшийся по территории сада с умильной улыбкой, напоминал мэра того самого города. Дополнила ощущение свадьба, которую пустили в Эрмитаж без билета на фестиваль – дабы не нарушать традиций брачующихся. В это время уже выступали «Волки и овцы», но случайно очутившимся здесь гостям до них не было дела: сфотографироваться с Дибровым и уйти.
Достойная музыкальная составляющая фестиваля немного померкла из-за неудобства пространства для зрителей и накладок с расписанием. Получилось так, что на Малой сцене выступили не все заявленные группы, к тому же выступили в другом порядке. Начавшая концерт группа Владимира Лазерсона «Волки и овцы» была обделена вниманием – особенно если учесть, что ту же самую русско-кельтскую программу они неоднократно и успешно представляли сольно. За ними на сцену вышел «фольлорный» театр-студия «Суряница», на деле оказавшийся каким-то неоязыческим мракобесием в совковом стиле. Впрочем, об этом явлении нужно писать отдельный научный трактат.
Дальше было лучше. На сцену вышла группа «EXIT project», которая часто выступает в московских клубах, недавно играла на фестивале независимой музыки «Пустые холмы». Слушателей набралось больше, но все равно не столько, сколько заслуживает эта группа, исполняющая на двух гитарах и электронной барабанной установке интересные инструменталы, уходящие то в металл, то в прог-рок, то в фолк-рок. Их выступления отличаются большим уважением к слушателям: барабанщик Владимир Глушко всегда объявляет названия песен, рассказывает про них, а также напоминает название группы и представляет участников. Так держать себя на сцене умеют далеко не все. Гораздо менее увлекательно звучал проект «Эт-но», который Дибров зарекомендовал как мастеров по индийским инструментам: им не хватало этого настоящего индийского шарма, не упрощенного европейской темперированностью.
Ближе к вечеру атмосфера стала более естественной: в чукотском чуме, где было теплее, чем на улице, несколько песен спели оказавшиеся на фестивале русские фольклористы, а зрители, услышав звонкие голоса, тоже подтянулись в шатер. Некоторые грелись альтернативно: не спиртным, которого на фестивале не было, а имбирным чаем и танцами под кришнаитские мантры.
Под конец на Малой сцене выступила Тандалай – певица с Алтая, голосовые возможности которой простираются от горлового пения до пронзительно-высокого регистра, где она от вокала уходит к звукоподражанию. Тандалай умеет одновременно играть на варгане и петь, и все звуки, извлекаемые ей, восхитительно звучат под открытым небом, производя на слушателей завораживающее, магическое действие. После такого выступление становится понятно, как сужает закрытое клубное помещение музыкальное пространство, создаваемое этой женщиной.
В то время, как на Малой сцене еще доигрывала свой сет последняя группа – проект Натальи Княжинской «Magic Pump», в Эрмитаж потянулась основная волна зрителей, которые пришли на фестиваль ради легенды – «Jethro Tull». Они были не очень приятно удивлены тем, что танцпартер – это газоны и клумбы, отдаленные от сцены ровно на ширину VIP-зоны, довольно большой, надо сказать. А ведь они тоже люди: полторы тысячи за вход заплатили. VIP, в свою очередь, стоил несколько тысяч. В конце-концов про неудобства как-то забыли: все-таки любовь к музыке всегда пересиливает…
Основную сцену разогревали две команды: «Omar Torrez Band» из Лос-Анджелеса и группа «Белый Острог». Лидер первой, латиноамерианской команды Омар Торрес был рекомендован российскому слушателю как новый Джимми Хендрикс. Но их выступление было бледно: сложилось даже ощущение, что новоявленные зарубежные звезды совершенно не выкладываются на сцене, вполне удовлетворяясь только гладким, качественным звучанием. Гораздо латинистее и забористее звучит не менее качественная московская группа «Сальвадор».
Зато «Белый Острог» отыграл на славу. Гитарист и скрипач родом из Сибири давно работают в тандеме и известны в Америке под названием «2Siberians». В России они давали концерты дуэтом, но недавно начали выступать с уникальной саксофонисткой Анной Королевой, освежившей и обогатившей их музыку. Вот уж кто полон экспрессии! Их концерт и слушать было уже немалой удачей, но видеть – еще большей. Общение саксофона то с электроскрипкой, то с электрогитарой завораживало, так же как и развевающиеся длинные волосы Анны и ее вокал. Впрочем, свои голосовые возможности и тембральный диапазон она практически не показала. Но выступление этого инструментального трио, играющего джаз-рок и прог-рок, было блестяще – не скажешь по-другому.
После небольшого перерыва на сцену поднялись «Jethro Tull». Порадовало то, что их выход сильно не задержали, и после непродолжительной настройки концерт все-таки начался. «Jetho Tull» выступали в сильно обновлённом, «помолодевшем» составе (из «старой гвардии» только басист Джонатан Нойз и, конечно, сам маэстро Андерсон), что ещё больше подогревало интерес к концерту. Начали свой сет «Jethro Tull» с классической «Livin’ In The Past» (с одноимённого альбома 1972 года) и продолжили в таком же мощном, драйвовом ключе, постепенно утяжеляя саунд, плавно переходя от ритмичного фолк-рока к фирменному талловскому прогрессиву. Программа концерта состояла в основном из хитов с различных альбомов группы (в частности, «Thick As A Brick», уже упоминавшийся «Living In The Past», «War Child»и, конечно же, «Aqualung»).
«Jethro Tull» действительно помолодели. Очень приятно видеть и слышать задорную, свежую команду, так по-хорошему контрастирующую с «домом инвалидов и престарелых», в который превратились, например, Deep Purple. Изюминку в звучание «Jethro Tull» привнесла скрипачка Лючия Микарелли (известная своим альбомом «Music From A Father Room» 2004 года, где она играла классику), которая просто довела публику до экстаза своими длинными соло и импровизациями, особенно в психоделическом попурри из классических мелодий. Тем не менее, это никак не исказило саунд «Jethro Tull»: фирменные пассажи Андерсона по-прежнему звучали сочно и завораживающе. «Jethro Tull», наверное, единственные из (или одни из очень-очень немногих) старожилов рока, которые до сих пор способны удивлять публику. И концерт 1 июля это лишний раз подтвердил.
«Jethro Tull» включили в программу обработку знаменитой вещи «Kashmir» Led Zeppelin, причём в исполнении Андерсона, Микарелли и компании эта вещь звучала даже интереснее оригинала. Новый гитарист, Флориан Опале, анонсированный как «юный мюнхенский виртуоз», ничего особо выдающегося не показал, однако очень органично вписался в характерное талловское звучание. Финалом этому замечательному концерту стала великолепная «Locomotive breath» (альбом «Aqualung», 1971). Музыканты один раз вышли на бис (причем долго не ломались, что свидетельствует об их уважении к публике) и всё. На этом праздник закончился. По крайней мере, на какое-то время. Видно, что «Jethro Tull» были вдохновлены, полны идей, удали (такой, которой не хватает подавляющему большинству музыкантов) и молоды душой.
Вспоминается один интересный случай. «Jethro Tull» обязаны свои странным названием английскому агроному Джетро Таллу, жившему в XVII веке и изобретшему гибрид плуга и сеялки. Когда однажды, в далеком 1971 году их спросили, почему они выбрали такое чудное название, они ответили: «Мы хотели хоть чем-нибудь выделиться». И они выделились. Не только и не столько названием, но своей потрясающей энергетикой, драйвовой и одновременно профессиональной игрой, фантастическим умением зажечь публику. И со временем «Джетро Талл» не скатываются до второразрядных переделок старого и повторения пройденного, но становятся всё лучше и лучше.
На этом «Остров света» не заканчивается. Жаль, что 6-го июля из-за операции, перенесенной БГ, который является одним из организаторов фестиваля, не состоится концерт «Аквариума». Все остальные команды, заявленные в этот день, обязательно выступят, а за Бориса Борисовича, выполняя его просьбу, можно только помолиться.
Василий Филитов, Ирина Шувалова