Jay-Jay Johanson again

Удивительный человек Джей-Джей Йохансон. Москва привыкла видеть его дважды в год – весной и осенью, притом в разных ролях. Джей-Джей-диджей, автор-исполнитель и лектор – от него можно ожидать чего угодно. И невозможно угадать, каким будет следующий его концерт – каждый раз получается, как никогда раньше. Его интересно, хоть и бесполезно предсказывать, и поэтому интересно ждать.

    Йохансон меняется, и, кажется, тоже только ему одному понятными путями. Иногда кажется, что из всех человеческих логик логика Джей-Джея –  самая непредсказуемая. Начиная с внешности и заканчивая стилем в музыке – у него все по-другому. И наблюдая за ним, почему-то осознаешь, что он все делает – правильно, хоть и не всегда понятно.

 

    Джей-Джея нельзя назвать артистом одного жанра, двух жанров, вообще артистом жанра. Есть трип-хоп, есть электроника, есть джаз, есть всё остальное и между ними – Йохансон. Можно переслушать все его альбомы, прийти на концерт и узнавать песни только по текстам, а не по музыке или аранжировке. Он привез в Москву новый альбом – Spellbound, но вряд ли мы когда-нибудь услышим максимально похожие на альбомные версии песен вживую. Каждая старая или не очень композиция звучит совсем по-другому, поэтому люди забывают аплодировать, разговаривать и, видимо, чувствовать что-то, кроме музыки. Такой подход радует на концертах – кажется, что каждый раз – единственный и последний. И сам Йохансон вот в эту конкретную минуту – единственный и последний, завтра он будет совсем другим, поэтому нельзя отвлекаться от него нынешнего. От его меланхолии, его эстетики, его любви, его надежд и разных других, обычно банальных вещей, которые раз в полгода, на концертах Йохансона, вдруг становятся самыми важными.    

 

    Песни Йохансона не получается делить на музыкальную и вокальную партии, да и не хочется. Иногда кажется, что они просто не могли существовать по отдельности, даже в голове автора. Текст появлялся с ритмом, ритм с мелодией, мелодия с голосом, голос с Йохансоном... Всё замыкается так, что в конце удивляешься, зачем вообще куда-то уходить. JJ остался бы доволен эффектом, если бы мог прочесть мысли каждого слушателя. Хотя, кто его знает?

 

Ольга Сумская