Народ настолько истосковался по вниманию своей национальной любимицы, что любой выпущенный с её участием альбом готов раскупать миллионными тиражами. Но не только в этом залог успеха новой пластинки Земфиры. Дело в том, что обычная логика отношения к концертным пластинкам: зачем покупать альбом с песнями, которые я уже слышал, применительно к Земфире не работает.
Кто был хоть раз на ее концерте, испытывал это необъяснимое ощущение того, что ты слышишь что-то свое родное, близкое и в то же время совершенно новое, чужое, неизведанное. Земфира никогда не повторяет своих песен. Те же альбомы, те же названия, те же аккорды и совершенно другие аранжировки, новые формы, звучание, интонации, акценты... другие эмоции. Ей никогда не грозила распространенная у многих музыкантов болезнь отвращения к собственным хитам, сыгранным по тысячи раз. Она просто играет их по-разному. «Ариведерчи» образца 1999 года и «Ариведерчи» 2006 года – это не просто новая обработка старого хита, это уже в полном смысле другая песня. Ну и что, что там те же аккорды и текст.
До сих пор помню свой первый концерт Земфиры. 1 апреля 2000 года. После 2-х часовой вокально-инструментальной феерии я покинула зал «Олимпийского» совершенно другим человеком. И приказала себе больше не слушать ее альбомов. После живого исполнения каждый звук профессионально записанных и сведённых «Земфиры» и «П.М.М.Л.» казался мне противно-вылизанным, чётко сыгранным, до тошноты гладко спетым, искусственным, застывшим, мёртвым. Мои кумиры, прослушиванием которых я до недавнего времени занималась денно и нощно – 2 красиво оформленных диска в непоцарапанных коробочках – были отложены в сторону. В ход шли перезаписываемые с кассеты на кассету диктофонные записи концертов из других городов, пересылаемые бандеролями из города в город, потёртые записи выступлений на всевозможных столичных и нестоличных радиостанциях, съёмки любительской видеокамерой... Только отзывчивые поклонники и российский почтампт (обогащённый нашими налогами на бандероли) утоляли тогда мой голод по «живому». В Москве, как в прочем, и в других городах, Земфира выступала крайне редко. А потом был концерт в солнечной Евпатории, куда мы отправились на выходные. Двое суток в поезде туда и обратно и – волшебные два часа уже маниакально заезженных, но зато живых песен.
Первый в дискографии Земфиры концертный альбом «Земфира.Live» - это 10 песен, написанных в разные периоды ее жизни. Это уникальная возможность погрузиться в энергетику концерта, ощутить магию живого исполнения, услышать новые оттенки знакомых песен и, конечно, импровизация. Талантливая уфимка с легкостью заполняет проигрыши вокальными импровизациями, с мастерством которых могли бы сравниться признанные джазовые певицы. И, хотя Земфира не любит, когда ее назвают певицей, она певица от Бога. Теперь не обязательно ехать в другой конец страны, чтобы насладиться её живым творчеством. Всё живое теперь собрано, отшлифовано, качественно записано и сведено. Конечно, «живое» оно только с оговоркой. Мы не можем законсервировать цветок. Но мы можем его засушить и сделать из него красивый гербарий.
«Земфира.Live» - большой подарок всем тем, кто перезаписывал концерты с кассеты на кассету. На этом альбоме мы слышим их голоса в каждой песне – крики неподдельной радости, восторга, ликования, узнающие каждую песню по первым аккордам и готовые бесконечно скандировать это имя – Зем-фи-ра.
Инна Макаренко