15-го февраля в замороженной и заснеженной Москве московский футбольный клуб Спартак принимал испанскую Сельту. Тем временем на другом конце Москвы крошечный клуб Blow Up распахнул свои двери перед испанским служителем муз Раулем Фернандесом aka Refree.
По установившейся традиции (все-таки это уже для Рауля шестой приезд к нам) предварительно на сцену выпустили небезызвестных IHNABTB, проще говоря «Без завтрака». Сами музыканты IHNABTB, теснясь впятером на малюсенькой угловой сцене, предупредили, что это их первое и, как они надеются, последнее акустическое выступление.
Олег, как обычно декламировал стихи, орал и бился в конвульсиях, Дима тоже орал, но чуть более мелодично – зал, как обычно ничего не понимал. Наверно, многие, ознакомившись с анонсом концерта, ожидали романтических баллад, которые, разумеется, потом и последовали – правда, в исполнении Refree.
Музыка Рауля и «Без завтрака» различна настолько, что и сравнивать не приходится. Я бы сказала, что в этот вечер в Blow Up состоялось два концерта – потому что невозможно представить, чтобы эти безумные юноши разогревали ожидающий лирики зал! Хотя и в своеобразной лиричности IHNABTB не откажешь. По крайней мере, одна из их новых композиций «Чаепитие осенью» демонстрирует, что группа все лучше владеет словом, приближая поэтику своих иррациональных стихов к футуризму Серебряного века. В общем и целом, мне как человеку, не первый раз видящему IHNABTB на сцене, приятно было отметить безусловный творческий рост, который, кстати, отразился и на аранжировках, и на качестве исполнения. Все это тем более приятно, что подобное взросление проходит не в ущерб фирменному безумию IHNABTB. Олег все так же лазил по всему, на что только можно было залезть, а музыкантам все так же было наплевать на общественное мнение. Они, конечно, из вежливости извинились перед тем как сыграть песню, которую ни разу не репетировали, но которая всем им очень нравится. Но по большому счету их нисколько не волновало, что она может не понравиться зрителям. Песней оказалась «I Don’t Feel Like Dancing» Scissor Sisters. И сыграли ее замечательно.На этой жизнеутверждающей ноте ребята освободили площадку для гвоздя программы, заняв единственный в клубе столик.
Рауль Фернандес – это как будто обособленный от нашего суетного мира человек, поющий под гитару свои романтичные песни. Человек с вечно улыбающимися за стеклами очков глазами. Когда он один, с гитарой на перевес, стоит на маленькой сцене, пространственные ощущения совершенно меняются – вокруг него его космос. И космическая тишина. Тихий, почти шепчущий голос и медленный перебор по струнам. Фоном к этому рождающемуся музыкальному чуду – щелчки фотокамер. Refree не прет напролом со своей лирикой – нет, он застенчиво подступается к слушателю, аккорд за аккордом.
В перерывах между песнями Рауль общается с залом, вытягивая рукава водолазки, чтобы спрятать руки – очень стесняется. И пусть говорил он немного – английские слова то и дело вылетали из головы – зал изо всех сил поддерживал барселонского менестреля. Вскоре Рауль совсем освоился и даже задал рок-н-ролла, показав при этом, что и indie-музыканты умеют отлично играть на гитаре (как известно, отечественные инди далеко не всегда могут этим похвастаться). К сожалению, войдя в раж, Рауль поранил о струну палец, и пришлось перейти на клавиши. Клавиши ему давались тяжелее, а микрофон поначалу отказывался принимать необходимое положение и самовольно отклонялся, тем самым, практически срывая выступление несчастного музыканта. Поскольку работники сцены отсутствовали в клубе как класс, на помощь Раулю приходили сердобольные слушатели.
Refree не делает ровным счетом ничего, чтобы привлечь внимание публики – музыка его вполне самодостаточна. Под грустные песни часто хочется танцевать, а от веселых щемит сердце. Но ведь это только у батареек плюс и минус никогда не встретятся. В жизни все иначе. И жаркая Испания в двух шагах от снежной России – а карты врут.
Анна Овсянникова