- Добавь верхов, приятель. А теперь не хватает середины. Вот, так годится.
Это Sugar Blue настраивается перед предстоящим джемом в B.B. King, старейшем блюзовом клубе в Москве. До этого музыкант отыграл концерт в Московском Международном Доме Музыки в рамках абонемента «Герои блюза».
Джеймс Уайтинг (James Whiting), выступающий под псевдонимом Sugar Blue, - это самый что ни на есть блюзовый геройский герой. Он родился в 1950 г. в Нью-Йорке как раз во времена расцвета блюза, джаза и рок-н-ролла; воспитывался матерью-танцовщицей-певицей, работавшей в популярном мюзик-холле Apollo Theatre. Не трудно догадаться, милые читатели, что юный Джеймс постоянно зависал со всякими актерами и музыкантами, в том числе и с великой певицей Билли Холидей (Billie Holiday). Как говорится, будущий «Герой блюза» впитал эстетику жанра вместе с молоком матери. Сеять доброе и вечное юный житель Гарлема решил с помощью губной гармоники. Осталось выбрать себе псевдоним покруче. «…но все хорошие клички были уже разобраны! Muddy Waters, Sonny Boy... Однажды мы с другом шли с концерта Дока Уатсона (Doc Watson), как вдруг кто-то выкинул из окна коробку, полную граммофонных пластинок. Я взял первую попавшуюся, там было написано «Sugar Blues Сидни Беше»… Вот оно! Идеально!». Свою первую запись Sugar Blue сделал в 1975 году. Ему посчастливилось аккомпанировать великим блюзовым музыкантам: гитаристу Брауни МакГи (Brownie McGhee) и пианисту Рузвельту Сайксу (Roosevelt Sykes). Звездное начало знаменовало собой звездный путь артиста. Гармошку Sugar Blue можно услышать на записях TheRolling Stones, Вилли Диксона (Willie Dixon), Боба Дилана (Bob Dylan), Луизианы Реда (Louisiana Red) и Стэна Гетца (Stan Getz). В 1985 году Sugar Blue получил премию Грэмми за композицию «Another Man Done Gone» в сборнике «Blues Explosion».
Круг интересов Sugar Blue не ограничивается блюзом. Об этом свидетельствуют его альбомы, последний из которых, «Code Blue», появился на прилавках музыкальных магазинов в 2007 году. Sugar Blue не чужд экспериментов, любит поиграться со всякими педальками и перегрузами для гармошки. Он прекрасно ориентируется в любом стиле музыки своего времени, будь то джаз, блюз, соул или фанк. Все песни последнего альбома принадлежат перу Джеймса Уайтинга.
Не будем, однако, забывать, что блюз – музыка, которую лучше всего слушать живьем. В этом могли убедиться счастливчики, не поленившиеся посетить выступление группы Sugar Blue в ММДМ. Те же, кому по каким-то причинам не удалось попасть на концерт, могли исправить свою ошибку в этот же вечер, придя на джем-сейшен в вышеупомянутый клуб B.B. King. Хотя джем-сейшеном это назвать было сложно. Никого из музыкантов не было! Нет, ну, два наших соотечественника, один – с гитарой, другой – с гармошкой, попытались спасти положение и как-то подыграть именитому гостю, однако хотели как лучше, а получилось… Впрочем, это и понятно, чтобы играть на одной сцене с Sugar Blue, надо обладать очень высоким уровнем музыкального мастерства. Конечно, джем-сейшен подразумевает наличие на одной сцене представителей разных музыкальных поколений и жанров, однако одно дело, когда «джемующих» много, и совсем другое, когда их столько, сколько было в тот вечер в B.B. King’e. Словом, Sugar Blueблагосклонно подыграл «нашим» в нескольких песнях, после чего все-таки попросил на сцену своего гитариста Мото Макино (Moto Makino). Вот тогда зрители узрели, что есть настоящий блюз. Вмиг усталость, которая явно читалась в глазах Sugar Blue, распаковывающего гармошки, куда-то улетучилась. Перед нами сидел молодой-озорной парень, озабоченно рассказывающий о своей капризной девушке, которая жрет за семерых, все время брызгается духами и вообще тратить кучу денег на всякое барахло, мол, куда это годится. Под мягкие, джазово-блюзовые аккорды акустической гитары Мото гармошка Sugar Blue выла, стонала, пела, визжала и чего там только не делала.
В двух десятиминутных песнях музыкант показал почти все свое мастерство и силу своего обаяния. Наверное, если б публика принимала его еще теплее, и Sugar Blue не был бы усталым после концерта, клуб задохнулся бы в буйствующем потоке энергии, излучаемой этим неистовствующим харпером. Однако недостаточно бодрая поддержка зрителей, усталость после перелёта и концерта, отсутствие достойных соблюзников да и, в конце концов, возраст дали о себе знать. Sugar Blue поблагодарил зрителей, упаковал свои гармошки, оставил надпись на стене и уехал. Когда-то ещё нам доведётся попробовать этот «Грустный Сахар», Бог его знает!
Алексей Золотовицкий