Зимняя сессия фестиваля AvantClub Fest, прошедшего в Москве 12 декабря, оставила противоречивые впечатления. В отличие от прошлых лет билеты были распроданы уже за неделю до мероприятия. Такой ажиотаж, безусловно, был вызван выступлением хедлайнера нынешнего фестиваля – французского полиинструменталиста Яна Тирсена, по которому московская публика за несколько лет сильно изголодалась.
Последний раз он посещал столицу в далеком 2003 году, когда исполнил культовые мелодии из кинофильма «Амели», сделавшие его известным во всем мире. От того Тирсена мало что осталось в музыкальном понимании. В последнее время музыкант повторяет в своих немногочисленных интервью, что сыт по горло инструментальной музыкой и хочет посвятить себя только экспериментам с электрической гитарой. На этот раз он приехал в Москву с новым туром: оригинальным сочетанием пост-панка и инди-рока.
Необходимо сказать пару слов и о других участников фестиваля, которые, вне сомнения, этого заслуживают. В особенности, британец Мэтт Элиотт, знаменитый работой с The Third Eye Foundation. Сначала Элиотт выступил один, а уже потом присоединился к группе Тирсена, благо им не составило никакого труда играть вместе: оба музыканта отлично знакомы по совместной работе над проектом «This Immortal Coil». Помимо зарубежных исполнителей на фестивале выступили отечественные группы: Analog Sound, Twices, Moremoney, Jermook, Do-Re-Mi Orchestraи Silence Kit.
Судя по всему, некоторые из пришедших на концерт, кто не слышал ничего из Тирсена со времен саундтрека к «Амели», не говоря уже о его интервью, были как минимум удивлены. В числе таких «удивленных», особенно в первые минуты концерта, были миловидные девушки с блеском в глазах и гигантскими фотоаппаратами больше их самих, прождавшие своего нормандского кумира несколько часов, в плохо отапливаемом, отвратительном во всех смыслах помещении клуба Artplay. И удивиться было чему: тут вам никаких меланхолических пассажей, мысленно уносящих на Монмартр, ни нежного, убаюкивающего аккордеона. Вместо этого – божественная истерия из четырех гитар, ударных и загадочного инструмента под названием Орган Мартено. Апофеозом выступления стало классическое соло Тирсена на скрипке – Sur le fil, во время исполнения которого аудитория буквально погрузилась в транс. И в этот самый момент стало в очередной раз ясно, что Тирсен – это музыка собственной персоной. Поразительно, сколько в этом щуплом, с виду немного болезненном человеке, положительно заряженных частиц. Он может играть да хоть пальцами на столе, все равно выйдет нечто, полностью пропитанное колоссальной энергией. Тирсен же как заклинатель, который на дудочке играет и превращает публику в змея, двигающегося под его проникновенные ритмы. Не важно даже, что конкретно он играет и на чем, ты как загипнотизированный будешь слушать Тирсена, даже если в какой-то момент покажется, что звучит какой-то малопонятный шум, от которого звенит в ушах. Концерт завершился все-таки исполненной на бис, хотя и переделанной до неузнаваемости, мелодией из «Амели».
Ложку дегтя в бочку меда добавила совершенно бестолковая организация мероприятия, о чем можно найти массу недовольных комментариев в блогах, к которым сложно не присоединиться. Помимо того, что на входе людей пропускали крайне медленно и заставляли мерзнуть, так потом еще и обнаружилось, что до появления Тирсена выступят местные группы, а самого хедлайнера можно не ждать раньше 22-30. К этому стоит добавить феноменально идиотский бар и неприлично низкую температуру в помещении клуба Artplay. Было действительно так холодно, что почти никто из людей не пользовался услугами гардероба и, войдя внутрь, оставался в верхней одежде. Что до качества звука, то даже не самая взыскательная публика могла убедиться в его посредственности. Однако все эти неприятные моменты были отброшены в сторону потрясающим по эмоциональному накалу выступлением музыкального гения Яна Тирсена.
Александр Нинидзе