Легенды – штука серьезная. Можно ими восхищаться, а можно говорить, что их время прошло. Можно мечтать оказаться с ними рядом, а можно держаться от них подальше. Но просто упускать их из виду непростительно. Ну, а когда в один и тот же вечер в одном и том же месте собираются целых две легенды вместе, то ты просто обязан быть там. Так и случилось в теплый сентябрьский вечер в клубе «ИКРА».
Несмотря на то, что первый приезд (за год до этого) легенд американского ска в Россию оставил, прямо скажем, двоякое впечатление, клуб свободными местами не блистал. И хоть запугивания организаторов о том, что билеты могут закончиться, и покупать их стоит исключительно в предварительной продаже, так и остались просто словами, можно смело говорить, что народу собралось прилично. Если не сказать больше – пройти из одного конца зала в другой со стаканом, скажем, сока в руке представлялось проблематичным уже в самом начале концерта. А начало это было немного странноватым. Концерт, заранее нареченный одним из сильнейших ска-фестивалей года, открывала группа, к ска имеющая, мягко говоря, отдаленное. Украинские балаганщики «Перкалаба», бесспорно, громки, не страдают исполнительским мастерством, даже интересны, но, наверное, не в этот вечер. И с Gogol Bordello, и с Эмиром Кустурицей сравнивали сей коллектив в этот вечер, и различные эпитеты применены были к описанию того, чем занимается коллектив, но вот восторженных откликов слышно не было. Наверное, поэтому выступление гуцульских этно-панков, которые в это время были проездом в Москве, решивших затесаться и на это мероприятие (привет товарищам из Bad Taste), многими было просто пропущено. Но ноток сожаления в голосах предпочетших прогулку на свежем воздухе (или посиделкам в баре) сомнительно близкому к ска действу не было. В связи с этим, следующий номер вечера в лице комбинации выступлений групп Chattanooga Ska Orchestra и Cabernet Deneuve оказался более близким ушам и сердцам публики. Академическое ска от Чаттануги и примерно то же самое, но с вокалом, от КД. И можно бесконечно повторять, что группа (КД в данном случае) опопсела, стала больше работать на СМИ и ТВ, но профессионализма и души у музыкантов коллектива не отнять. И, к тому же, несмотря на стилевое разнообразие коллектива, в большинстве своем это все еще ска, и танец «лыжника» господствует в зале. Последним «разогревающим» коллективом в этот вечер были Skaльпель, больше всего подходившие под стилистику хедлайнеров. Парни представили достаточно много нового материала, резко отличавшегося от первых опусов группы. В ущерб скорости, новые песни коллектива блещут мелодизмом и акцентами, присущими лучшим мировым ска-коллективам. Единственное, наверное, лишним было слишком частое упоминание со сцены о здоровье гитариста Ури. Сейчас группа уже вышла на тот уровень, когда можно привлекать внимание публики в первую очередь музыкой. Ну, да ладно, оставим это на совесть музыкантов, тем более, что на переднем плане этого мероприятия стоят все-таки зарубежные гости, а выступления разогревавших групп можно увидеть и на их сольных концертах, Поэтому, спешно переходим к самому сладкому.
О выступлении легенды немецкого ска и дансхолла Richie Senior aka Dr. Ring-Ding говорили задолго до концерта. На афишах и в анонсах было заявлено участие Ричи в перформансе The Toasters в качестве и тромбониста и о его диджейском сете. Были и предположения, что он выступит с отдельной программой, но, не искушенная частыми визитами дансхолл-звезд московская публика явно не ожидала, что диджей-сет Доктора будет выполнен в лучших ямайских традициях. А именно: dj Eremushkin, разбавлявший весь концерт паузы между выступлениями коллективов, остался за пультом и после выхода Ричи на сцену и после четкого инструктажа старшего товарища занимался любимым делом – крутил пластинки с риддимами, под которые Доктор и читал свой раггамаффин. В этом случае москвичам повезло, ибо в Питере Ринг-Динг был на сцене один и сам крутил пластинки, что называется «одной левой». Как известно, Dr. Ring-Ding уже давно завязал со ска-сценой и последнее время занимается исключительно реггей и дансхоллом. Об этом говорят и слова песен:
In di dancehall, di mighty dancehall
(на мотив знакомой с детства мелодии «The Lion Sleeps Tonight»)
или
Dancehall nice again
Tell it to your friend
Dancehall nice
Just listen to the good Doctor vibes
Не маленький по комплекции Ричи ловко расхаживает по сцене, трясет боками и преодолевая языковую преграду старается как можно ближе общаться с публикой. Надо сказать, что знаток трех с половиной языков (немецкий, французский, английский и ямайское английский – patois) Dr. Ring-Ding выучил за два дня в России (московский концерт – второй после питерского) гораздо больше слов, чем это могут сделать многие именитые поп- и рок-звезды. Хотя, по традиции, он не забыл упомянуть, что водку сегодня вечером ему предлагать больше не стоит, хотя от пива Доктор все же не отказывался и щедро угощал им публику. И не переставал говорить о том, что в Москве (безусловно) лучшая публика, и как он всех любит. А публика повторяла в такт ритму: Want a doctor – call di doctor! Даже при том, что немногие в зале сразу узнали коронный трек Ринг-Динга («Call Di Doctor»), подпевки из зала звучали достаточно мощно, а Еремушкин умело прибирал звук на пульте во время вокальной партии публики. Нашлось, правда, несколько «умников», заменявших слова песни на незамысловатый «русский» вариант, но большого внимания на себя таким образом они обратить не смогли, благо, большинство в зале предпочло увлечься музыкой, а не невежеством. Зато обращали на себя внимание любители «поплавать на руках». Такое вроде бы безобидное занятие вызвало большой всплеск эмоций в зале у «мирных слушателей», которые пришли послушать любимую музыку и потанцевать, а удары пятками по голове совсем не входили в их планы на вечер. Благо, до драк и поножовщины дело не дошло. Забавно было и то, что, когда Доктор попытался в позе Супермена так же «поплавать» по толпе, на сцену его вернули достаточно быстро. Вообще работа с залом на этом концерте происходила у легенд странновато: то все ловко подпевают, то не могут понять, чего артист от них хочет добиться. Зато на выброшенные в зал стикеры с надписью «Dr. Ring-Ding» и дисками со сборником Caribbean Shakedown публика набросилась достаточно резво. Халява ж. Как и принято у дансхолл-артистов (а дуэты в этой среде котируются очень высоко), во время исполнения песни «My Sound» к Доктору присоединился нынешний бас-гитарист The Toasters – Jah-Son. Он и внешне достаточно похож на Джека Руби младшего (Jack Ruby Jr.), который сейчас не выступает с Тостерами – высокий темнокожий крепыш с дрэдлокс, и стиль читки у них схож, поэтому его партия смотрелась (и слушалась) достаточно приятно. Опять же возвращаясь к публике, на просьбу Джейсона спеть с ним: «I say - Ring-Ding!You say – Doctor!», зал ответил в основном молчанием. Последним номером Ринг-Динга в этот вечер стал один из его последних крупных хитов – «Doctor’s Darling». И после раздачи очередных респектов московской публике, ди-джею Еремушкину и «I love you! Do svidanja!», Ричи удаляется за сцену дабы расчехлить свой тромбон – грядет выступления главных звёзд вечера – The Toasters. Забегаю вперед, стоит отметить, что большинство пришедших отметило сет Dr. Ring-Ding как лучшее на концерте, а гостевая книга сайта Доктора наводнилась радостными отзывами его новых (и старых) российских фэнов.
А что же Тостерс? Еще задолго до начала их выступления лидер группы – Роберт «Бакет» Хинли (Robert «Bucket» Hingley) был замечен, гуляющим по клубу, в традиционных для него черной майке и черной кепке. Но не один, и не два пришедших заметили, что выглядит он уже далеко не таким героем ска-сцены, каким он в общем-то является. Что поделать, и герои стареют, и не каждый живот так легко убрать. Тут следует отметить, что Dr. Ring-Ding в свою очередь выглядел очень свежим и даже накачанным, особенно, это было заметно тем, кто помнит его кругленьким и толстеньким. Ну, да, ладно, имидж ведь ничто. The Toasters на сцене. Для многих очень большим разочарованием была новость о том, что они приехали мало того, что не лучшим своим составом, но ещёеи неполным – отсутствие трубы и клавиш достаточно сильно заметно. Но это ведь The Toasters. А легенда без ноги все равно остается легендой. И вот со сцены звучит «Two-Tone Army» – гимн гимнов. Несмотря на возраст, и Роб и все остальные участники коллектива двигаются достаточно неплохо, иллюзия лучших времен The Toasters имеет место. Особенно на этом фоне выделаются уже упомянутые Jah-Son и Ring-Ding, первый ловко управляется с бас-гитарой, держа ее почти в вертикальном положении (в стиле Korn) и с микрофоном – речитатива в этом составе группы, пожалуй, больше, чем во всех предыдущих, а второй бегает по сцене из стороны в сторону, от микрофона к микрофону, танцует, подпевает и еще успевает играть на тромбоне. Роб, в свою очередь, очень часто жаловался на то, чтобы вылезающие на сцену не задевали микрофонную стойку, так как удар микрофоном по зубам – не самое приятное в этой жизни. А ещёеон очень странно называл московскую публику «Russkich, are youready?», хотя вряд ли кто-то обиделся. В зале царят танцы, правда, в основном похожие на толкучку, слишком уж много народу собралось у сцены, и, конечно, традиционный для российского ска и в то же время совершенно неуместный слэм. Хит за хитом – «Shocker», «East Side Beat», «I’m Running Right Through The World», «Pool Shark», конечно же, «Don’t Let The Bastards Grind You Down», которую особо ярые противники слэма и прочих агрессивных танцев называли гимном вечера. Еще одной проблемой концерта (которую так до конца и не смог никто решить) был ужаснейший звук. «ИКРА», конечно, клуб не из плохих, но в этот вечер звукорежиссер клуба напрочь отказывался делать так, чтобы происходящее на сцене и звучало подобающе. Звуковая каша, вытекавшая из колонок, при этом мешала не только слушателям, но и самим музыкантам, даже такие профессионалы, как The Toasters, позволили себе сбиваться. Настроение как музыкантов, так и многих, находившихся в зале, было испорчено окончательно. Однако, ска-легенды нашли в себе силы, чтобы подняться на сцену на бис и сыграть еще один свой громкий хит – инструментальный «Matt Davis» при дружественной поддержки музыкантов (конкретно – духовой секции) групп Cabernet Deneuve и Skaльпель. Джэм получился что называется «на загляденье», а московские музыканты в своих партиях не уступили звёздам. На этом концерт закончился, нью-йоркцы раздали последние респекты «русскичам», пожали последние руки, протянутые особо ярыми поклонниками и с чувством выполненного долга откланялись.
Тут, как говорится, и сказке конец. Ощущения, правда, от нее остались двойственные. С одной стороны живые и до сих работающие (из команд, носящих «легендарный» статус The Toasters одни из немногих, кто до сих пор не опускаются до банальных памятных турне, представляющих из себя просто исполнение старых хитов и наживки на былой славе, а пишут новые, хорошие песни и выпускают успешные альбомы) звезды почтили Россию своим вторым приездом и, говоря по секрету, не отказываются от третьего визита, который вполне возможен в ближайшем времени. С другой – праздник был изрядно подпорчен плохим звуком, гадким поведением некоторых людей в клубе. Не все, конечно, получили то, что хотели. Но, ведь, не все то золото, что блестит. И мы все надеемся, что в ближайшем времени ситуация изменится в лучшую сторону, и в Россию повалят звезды мировой величины с удовольствием, и звук в клубах не будет уступать забугорным стандартам, а публика найдет в посещении концертов смысл приятного времяпровождения, с удовольствием для себя и для других. Что ж, остается только ждать и желать приезда Dr. Ring-Ding с полноценной программой и The Toasters в третий раз и с больших энтузиазмом. И нос не вешать...
Сергей aka Reggie