Billy’s Band: Необходимые «Весенние обострения»

«Весенние обострения» чреваты последствиями. Они неминуемы, как неминуемы пережитки любого душевного впечатления. Легкая форма, как правило, оставляет в голове шумы, ритмы и обрывки фраз. Тяжелые последствия влекут за собой не только приобретение нового альбома Billy’s Band с диагностическим названием, но и бронирование билетов на следующие московские выступления коллектива. В московском клубе APELSIN главный специалист по душевным стенаниям Билли Новик устанавливал диагнозы не только себе.

 

К традиционному инструментарию – контрабасу, баяну, саксофону и электрогитаре был добавлен еще один ранее не замечавшийся атрибут – барабанная установка. Впрочем, он не особо помогал и не вносил какого-то новаторства. Скорее, наоборот, вызвал удивление и недоумение многих поклонников Billy’s Band. Для чего же, спрашивается, барабан коллективу, где главный ритм всегда задается контрабасом Новика? Но пугаться не стоит - на агрессивные «три-четыре» никто не отсчитывал. Просто в группе появился ударник – Женя Бобров, как представил его Билли. Женя Бобров скромно улыбался из-за установки и даже не был одет в цветной порванный плащ в отличие от остальных участников коллектива.


Не в отчетном материале будет сказано, но альбом у группы получился несколько меланхоличным, задумчивым, медитативным и очень лирическим. Примерно в таком же ключе и проходила концертная презентация – чуть менее часа играли только unplugged. Очень удивляло, каким образом я могу одновременно и музыку слушать, и раздавать советы фотокорреспонденту, не перекрикивая колонки, находящиеся на расстоянии вытянутой руки. Даже привычно громкая «Оторвемся по-питерски» исполнялась тише и медленнее, без выкриков и брызжущих эмоций. Эмоции Билли на этот раз находились где-то глубоко внутри и одновременно вылетали в зал, адресовываясь каждому слушателю через монологи и лирику новых песен. В этом, пожалуй, и заключалось новаторство коллектива - Перфоманс превращался в Послание. Некоторые начинали беспокоиться – а не слишком ли повзрослели Billy’s Band?..

 

Исполненные песни с нового альбома сопровождались комментариями Билли. Он рассказывал о жизни («родился в нью-йоркском желтом такси с трехдневной небритостью и запахом перегара»), о смерти брата, посвящая ему песню «Передай привет Богу». Начиная исполнение «Встречай меня, Москва» признался, что любит вовсе не столицу, а тех, кто его здесь ждет и любит. Обозначив «Купчино – столицей мира» исполнил трагический гимн, пронизанный тоской и прощанием: «Это – моя персональная песня-плач». Несмотря на то, что концерт начинался с жизнеутверждающей «Счастье есть», а заканчивался питерским романсом «Кладбище девичьих сердец», какая-то задумчивость и меланхолия всё равно передавались от сцены к залу. И в обратном направлении. Если Билли Новик с каждой песней приносил лирические настроения, то Андрей Рыжик – колоссальные заряды энергии и электроволны. Он стоял на самом краю сцены, подпрыгивал с визжащей гитарой в руках и, очевидно, выглядел даже более круто, чем легендарный Slash в составе рок-киллеровGuns’n’Roses. Истерика электрогитары во время исполнения «Я не стеклянный» завершила unplugged практически до выхода «на бис». Пока же Билли вспомнил старую «послепраздничную» песню «Выпей вина». Лирические интонации, казалось, не исчезали ни на минуту. Предельно нежная и слишком интимная «Снежная королева»предсказывает весенние обострения, а «Ни шагу из дома» рассказывают о затворничестве, без которых они просто немыслимы.


Сигаретный дым распространялся по залу и поднимался к потолку. Музыка неслась из колонок, не доставляя дискомфорт барабанным перепонкам.  Billy’s Band, может и немного повзрослевшие, доносили главное послание до собравшихся заглавной песней новой пластинки. Ее звучание оказалось совсем неожиданным – исполнение несет в себе не городской и разгульный ритм «Оторвемся по-питерски», не надрывной декаданс «Немного смерти, немного любви», и даже не откровения из «200 кубиков «Агдама». «Весенние обострения» - это не только приход теплого времени года и яростный разгул гормонов. Это еще и размышления, ощущение двумирия, жажда воздуха и отчаяние проснуться, и, распустив крылья, получить ответы на многочисленные вопросы, застрявшие глубоко внутри еще с самого старта осени. И если неутешительный диагноз окончательно озаглавил новую концертную программу группы, будьте готовы к рефлексии, экспрессии и бессонным ночам. Ведь трогающая до самых подреберных откровений композиция «Весенние обострения»завершается многократным вокальным рефреном «Не спится…»


P.S. Хотелось бы всё же пожелать Билли Новику крепкого, сладкого, восстанавливающего сна. Сергею Чигракову в песне про восемнадцать берез тоже «не спалось». Все мы знаем, чем это кончилось. Безусловно Billy’s Band – это совсем другая эстетика, но… кто знает. Весна всё же. 

 

Автор: Виктор Ян Прокофьев