АукцЫон состоялся без Джона Зорна

22 апреля 2007 года в клубе «Б1 Максимум» прошла презентация нового альбома группы АукцЫон – «Девушки поют». В записи альбома, помимо, собственно, членов этого психоделического коллектива, принимали участие гитарист Марк Рибо, клавишник Джон Медески, трубач Фрэнк Лондон, саксофонист и кларнетист Нед Ротенберг, а также Владимир Волков – старый друг и соратник АукцЫона, выступавший и записывавший альбомы как с группой, так и отдельно с Леонидом Федоровым и другими именитыми музыкантами (Сергеем Старостиным, Андреем Котовым, Аркадием Шилклопером).

         Intro

     О вышеперечисленных американских музыкантах стоит рассказать отдельно. Все они – участники движения Downtown Avant-garde (далее – DA), возглавляемого эксцентричным саксофонистом Джоном Зорном. DA имеет определённую единую эстетику, сочетающуюся, однако, с поразительным жанровым многообразием творчества музыкантов. В рамках этого движения существует великое множество проектов различного масштаба, в которых музыканты принимают участие в разных комбинациях. Помимо этого, у каждого есть собственные коллективы, причём у многих – по нескольку.
 
     Лидер DA Джон Зорн тоже поначалу был в списке приглашённых АукцЫоном музыкантов, однако договориться с ним группа так и не смогла. А на концерт в Москве приехали только двое из принимавших участие в создании альбома американских авангардистов – Марк Рибо и Джон Медески. (Кстати, это сказалось на концерте даже положительно – не было кучи-малы, которая иногда происходит на сейшнах DA). Пару слов о них.
 
       Рибо и Медески играют вместе и в собственных проектах. Особенно интересно, на взгляд автора этих строк, их сотрудничество в проекте «Emergency» Джона Зорна.
 
       Джон  Медески  –  клавишник,  органист,  участник  множества  проектов  DA-движения,  главный  из которых – «Medeski, Martin & Wood» – пожалуй, самый мелодичный коллектив в DA-тусовке.
 
       Марк Рибо – гитарист, композитор и один из идейных вдохновителей DA. Рибо играл с бесчисленным количеством самых разных музыкантов, среди которых – Том Уэйтс, Элвис Костелло. Помимо этого у него множество сольных проектов «на один альбом». В своем творчестве Марк Рибо совершенно непредсказуем: он может появиться и с рок-группой, и с джаз-бэндом, и с симфоническими музыкантами, и просто один с гитарой, как на великолепном альбоме «Saints» 2001 года. Его гитарный дуэт с Федоровым ожидался даже с большим интересом, чем клавишный – Озерского и Медески.
 
       Из приглашенных музыкантов, кроме Рибо и Медески, с АукцЫоном выступил Владимир Волков. Сама же команда была в полном классическом составе.
 
       ***


     Концерт начался с исполнения Олегом Гаркушей песнестиходекламации a capella. Потом постепенно подтянулись все музыканты, и началось фирменное аукцыоновское безумие. Поначалу игрались вещи с нового альбома – драйвовые, удалые, шаманские. Да и колорит, привнесённый заокеанскими музыкантами, стал заметен сразу же. В самом начале, правда, было непривычно слышать джазовые пассажи Медески, наложенные на музыкальное полотно АукцЫона, но постепенно звучание становилось всё более органичным.
 
      «Профукал» перерастало в «Сине-зеленое», оттуда в коллективную импровизацию. В левом углу сцены – сидящий, склонившись над своей гитарой, Марк Рибо и спокойный, погружённый в музыку Джон Медески. В правом – беснующийся Олег Гаркуша и выдающий дикие пассажи то на саксе, то на кларнете Николай Рубанов. Отсутствие Зорна совершенно не ощущается. Даже более того, Джон Зорн своими лидерскими амбициями убил бы магию происходящего.
 
     Удивительно изменился саунд АукцЫона, при этом оставаясь характерным и узнаваемым. Медески и Озерский играли то поочерёдно солируя, то вместе создавая мощный эмбиентовый фон. Да-да, в музыке АукцЫона звучал самый настоящий эмбиент. И ещё фанк. Последний, правда, в том или ином виде у АукцЫона периодически просматривается, но в тот вечер он звучал более энергично, напористо. И при всём при этом – очень по-аукцыоновски.
 
     На протяжении концерта Гаркуша, Рубанов, Коловский (туба) и Шавейников (ударные) периодически покидали сцену, и саунд группы, естественно, тут же менялся. Менялся в сторону полуимпровизаций (скорее в стиле DA, чем АукцЫона) в медленном психоделическом ключе с элементами эмбиента. Звучание электрогитары в руках Рибо варьировалось от атмосферных эхо-флэнджерных и нойзовых фоновых партий до блюзовых соло. В сочетании с истерическим исполнением Фёдорова, то срывающегося на крик, то бормочущего словно колдун, это создавало потрясающий коктейль. И при этом – фантастический профессионализм и сыгранность коллектива.
 
     Несмотря  на  то,  что  программа  состояла  в  основном  из новых песен, аукцыонщки не могли не исполнить кое-что из старого репертуара. «Моя Любовь» и «Осколки», прозвучавшие в середине концерта, так же как и все остальные вещи перетекали в психоделик-джазовый джем. Слушать было очень приятно и интересно – американский авангард (по крайней мере, в лице двух его представителей) очень близок по духу русскому. Причем энергетика АукцЫона поначалу отличалась от энергетики Рибо и Медески, но постепенно это сгладилось, чувствовался единый порыв. Марк Рибо порвал струну на акустике. Немногим позже Фёдоров порезался струной. В общем, всё как полагается.
 
     И конечно, АукцЫон не мог не исполнить со своими американскими друзьями самую психоделичную свою вещь – «Лети, лейтенант». Получилось из этого длинное мистическое действо, завораживающее, почти галлюциногенное.
 
     Отыграв полуторачасовую программу, музыканты ушли со сцены. Однако понятно было, что публика не отпустит. На бис выходили дважды. После «Зимы не будет», звучавшей со всё нарастающей энергетикой – от потусторонних наигрышей и напевов Федорова, Медески и Рибо до драйвовой шизы уже всей группы, музыкантов вызывали на бис 3-й раз, но они не вышли. Они устали.
 
     Да, забыл сказать. На концерте Федоров с Рибо иногда играли соляки вопрос-ответ. И это притом, что Федоров практически не играет соло! В их гитарном дуэте была хорошо видна схожесть как стилей игры, так и поведения на сцене. И это является ещё одним подтверждением духовного родства двух авангардов – русского и американского. Сотрудничество с DA-движением, будем надеяться, продолжится – видно, что музыканты ещё многое могут сделать вместе.

 

Василий Филлитов