«А вы знаете, сколько нужно басистов, чтобы поменять лампочку? Пятеро: один встанет на стул и будет вкручивать, а четверо – удерживать гитариста, который не может пережить, что басист оказался в круге света…» Этот анекдот, рассказанный в субботу со сцены клуба «Апельсин», вполне мог бы стать девизом проходившего там 27-28 апреля фестиваля «Bassday-2007».
Суть этого мероприятия, регулярно проводящегося в Европе и уже во второй раз отгремевшего (в прямом смысле слова) в Москве, как раз и заключается в направлении всего внимания на бас-гитаристов, этих скромных тружеников тыла. О скромности на фестивале, впрочем, речь не шла – Bassday скорее напоминал музыкальный шабаш, участники которого не могли нарадоваться на предоставленную организаторами творческую свободу и возможность показать себя во всей красе.
Творческому объединению Cantaloop и правда стоит отдать должное – на коммерческий успех такого узкоспециального мероприятия вряд ли приходилось рассчитывать, так что все держалось на энтузиазме и принципе инди-музыки «Do it yourself». То есть по-русски – «самодеятельность», когда одна и та же девушка в течение вечера перевоплощалась из промоутера-переводчика в конферансье и обратно, что не могло не сказаться на качестве ведения концерта. Не откажешь организаторам и в изобретательности: представители нашего сайта, которых они пригласили по собственной инициативе и усадили на пресс-конференции в первом ряду, успели было почувствовали себя светилами музыкальной журналистики уровня Rolling Stone. А потом мы сообразили, что организаторы концерта просто решили обыграть название «Jamsession.ru» и создать иллюзию присутствия журналистов специального джазового издания…
Как и следовало ожидать, Bassday-2007, будучи фестивалем бас-гитаристов для бас-гитарисов и о бас-гитаристах, не смог собрать широкой аудитории. Оба дня вместительный «Апельсин» был заполнен едва ли наполовину, причем основной процент публики составляли, собственно, музыканты – маститые, волосатые и не очень. Именно они смогли в полной мере оценить нюансы мастерства участников, тогда как, судя по выражению лиц в зале и моим ощущениям, рядовые меломаны в некоторые моменты откровенно скучали. Впрочем, организаторы фестиваля постарались сделать программу максимально разнообразной и продемонстрировать особенности игры на басу в рамках разных стилей, от фолка до хард-рока. Например, в первый день на Bassday выступил этно-джазовый музыкант Марат Шункар (Asia-Band) со своим «гаремом» восточных танцовщиц, удачно контрастировавший с главным в России специалистом по игре на «стике» Антоном Горбуновым, джаз-роковым проектом Дмитрия Максимова Zeitnot и хэдлайнером – титулованным итальянским мэтром бас-гитары Лоренцо Феличиати.
Второй же «раунд» Bassday 28 апреля открыл все тот же Антон Горбунов с группой Jazzaero. Музыкант, отметившийся в свое время в таких популярных, если не сказать «попсовых», проектах как В.Кузьмин и Линда, теперь играет в свое удовольствие хороший джаз. И делает это, само собой, на бас-гитаре, воплощая в жизнь девиз фестиваля «No jazz without bass». Впрочем, к моменту окончания сета Горбунова стало ясно, что «no jazz» будет и если в основе композиций лежит одна лишь бас-гитара, обрамленная ненавязчивыми барабанами и саксофоном. Это можно отнести и к следующему выступлению, сету известного джазмена Дмитрия Честных. Окончанием же «джазового блока» Bassday, оправдавшего покупку некоторыми гражданами мест на балконе с целью поужинать под ненавязчивую музыку, стал неожиданный сольный номер басиста Владимира Волкова. Сыграв импровизацию на контрабасе, он привнес в роковую атмосферу фестиваля немного классики.
Вслед за этим на сцене появились одни из самых ярких участников Bassday, группа Miss is Big с талантливой и невероятно заводной бас-гитаристкой Викторией Коротковой. С первых же аккордов Виктория, эта колоритная женщина нешуточной комплекции с ярко-зеленой рейверской прядкой в волосах, развеяла анекдотичный миф о том, что игра на басу – чисто мужское занятие. И моментально завела приунывший было зал своим тягучим, вибрирующим, так и подмывающим пуститься в пляс фанком, в котором удачно сплелись басовые ноты и глубокий низкий голос Коротковой. Что и говорить, не зря одна из песен группы называется Magic women.
В полном соответствии с принципом разнообразия, вскоре Miss is Big сменил Брюс Черкезов, представленный ведущими как не много ни мало отец родной русского хип-хопа. В самом деле, в свое время Mr. Bruce успел не только подыграть на басу Лигалайзу и Децлу, но и написал музыку к той самой песне Михея и Джуманджи «Сука-любовь». Недавно вернувшийся с записи в США Брюс превратил свой сет в своеобразный трибьют ушедшим из жизни любимым музыкантам. Сыграв в своем фирменном рэгги-стиле песни Михея, Боба Марли и Дженис Джоплин, музыкант щедро провозглашал всем «peace»и ушел со сцены под бурные аплодисменты.
Следующим выступлением стал сет бас-гитариста и композитора Дмитрия Рыбалова с группой Magic Pump, запомнившийся главным образом резким высоким голосом вокалистки и нарастающим нетерпением публики. Ведь на исходе третьего часа даже самым стойким меломанам стало ясно, что выдержать так долго шквал басов при отсутствии гитар под силу разве что профессиональным музыкантам и любителям drum’n’bass. А обещанные в одном анонсе «поистине эротические ощущения от глубокого басового звучания» на проверку оказались скорее поистине невротическими.
Нетерпение публики объяснялось и ожиданием сюрпризов от хэдлайнера Линли Марта, француза африканского происхождения, последние годы выступающего в группе легенды джаза Джо Завинула. Линли, на пресс-конференции обаявший всех чувством юмора, колоритными дредами и белоснежной улыбкой, до последнего момента держал в секрет подробности выступления.
Наконец, появление Линли Марта на сцене заставило всех забыть об усталости и звоне в ушах. Стоящий в круге света музыкант даже не взглянул на публику и не удостоил зал кивка, словно в данный момент не существовало никого, кроме него и бас-гитары. Вернее, они просто были единым целым. Март играл для себя, играл будто бас – это его собственный голос и перебирать струны для него так же естественно и необходимо, как пение для птиц. На протяжении сорока минут словно бы медитирующий Линли плавно, без заметных контрастов переходил от тяжелых роковых пассажей к испанским мелодиям, ритмам рэгги, джазу и африканским мотивам.
Глаза басистов в зале при этом горели не только восхищением, но и завистью. Ведь что бы выжимать из бас-гитары такое, наверное, нужно было родиться на солнечном Маврикии и целыми днями играть с местными музыкантами прямо на улицах. К слову, во время выступления в голову не раз приходила предательская по отношению к Bassday мысль о том, что из-за увлечения Марта басом мир потерял гитариста, равного Карлосу Сантане. Сам же Линли на пресс-конференции с лукавым смехом заявил, что просто выбрал в свое время инструмент, где поменьше струн. Так и рождаются анекдоты про басистов.
Ну а закончилась Вальпургиева ночь бас-гитаристов обещанием вновь сотрясти стены клуба на Bassday-2008 и совместной импровизацией Линли Марта с Лоренцо Феличиати и остальными участниками фестиваля. Вот это и был самый настоящий jamsession.
Анастасия Ракита