Возможность Уэльбека

18 октября в рамках кинофестиваля «Завтра» состоялась презентация фильма Мишеля Уэльбека (Michel Houellebecq) по мотивам его одноименного романа «Возможность острова» (La possibilité d'une Îlе). 

    На следующий день после показа фильма и автограф-сессии Уэльбек провел мастер-класс в пресс-центре кинотеатра «35мм». Почти час до начала объявленного мероприятия писателю пришлось позировать перед объективами представителей СМИ, потом он тихо вошел в аудиторию с переводчицей и произнес: «Я раньше никогда этого не делал, поэтому не знаю с чего начать…» Инициатива была передана публике, которая стала задавать вопросы. Писатель охотно отвечал и поведал о съемках фильма, о том, как его знаменитый роман вырос в киноленту и даже нашел, с помощью одной московской поклонницы, точное определение своему фильму.

 

    «Возможность острова» не адаптация, не перверсия романа, а «продолжение» текста - именно это определение приглянулось Уэльбеку. Перед тем как рассказывать о персонажах, о том,  как сложно было ему подобрать тех актеров, которые смогли бы воплотить авторскую задумку, Мишель Уэльбек говорил о своем основном ремесле – о писательской деятельности. На удивление всем он начал свой рассказ не о популярных романах, а о первых шагах. На первых порах Уэльбек считал, что только сны достойны того, чтобы их записывать. Именно с дневниковых записей все и начиналось. Может быть, это и есть еще одно доказательство личного, интимного основания во всем, что делает этот французский гений. Его новый фильм  есть полнейшая реализация авторских интенций, несмотря на то, что над кинолентой работала группа людей, Уэльбек приложил максимум усилий, чтобы передать в картине именно свое личное видение. Кроме рассказа о подборе персонажей, писатель вдавался даже в такие подробности, как создание пейзажей и различных деталей. «Я люблю фотографировать»,  - заявил Уэльбек. Сделанные им фотографии пейзажей в разных странах в конечном счете оказываются на стене, перед которой Уэльбек и творит.  И именно эти картины и перенесены в фильм.

 
    Кто  такой  Мишель  Уэльбек?  Это  фигура,  которая  приводит  к  необходимости  ставить  вопросительные знаки при каждом упоминании его имени и его творчества. Это автор порнографических романов? Это писатель, который добивается успеха с помощью потока сознания и манипуляции массовыми мифами? Это создатель «Элементарных частиц» - произведения, которое нарушило покой в мире искусства и обрушило на себя гнев и проклятия религиозных деятелей и всяческих инстанций вроде «полиции нравов».  Или, может быть, это гений рубежа веков? Может,  на грани 20-ого и 21-ого столетий Франция породила еще одного Рембо?

 
    Поэзия Уэльбека усложняется не только из-за своей гипертекстуализованности и эксплуатации научного знания, но и в связи с присутствием скандальных, провокационных фабульных и тематических линий текста. Уэльбек постмодернист и, как всякий автор этой сложной эпохи и парадигмы,  в конструировании своих текстов использует практически все культурное прошлое Запада. Бесконечные ссылки на тексты современников и классиков литературы, стилистические эксперименты и «расширение пространства» романного жанра – со всем этим Уэльбек справляется с легкостью матерого акробата. Но отличительной чертой творчества Уэльбека (скорее, отличают по этому принципу «публика», читательская «масса») является постоянная игра с сексуальной метафорой, фрейдистский механизм в руках постмодернистского гения начинает работать совершенно неожиданно, создавая шедевры литературного промысла. Секс в романах Уэльбека это не попытка эпатажа и катализатор каких-либо человеческих инстинктов, что автоматически выводит автора из пространства порнографии. Вся игра Уэльбека – это игра с такой ценностной категорией,  как любовь.

 
    Уэльбек, затрагивая самые тревожные и актуальные темы не только нашего поколения и нынешней эпохи, но и так называемые вечные темы, в конечном счете говорит о любви. Может быть, именно это является первопричиной популярности писателя во всем мире. И его роман «Возможность острова» не стал исключением. Пересказ, переписывание, переосмысление, перевод и перекодировка всех прошлых опытов главным героем и одновременно нарративным фигурантом Даниелем создает некое пространство, где царит исчерпанность, показывается старение человека, потеря сексуальности, утрата любви и всяких биологических привилегий человеческого вида. И когда исчезает все, кроме машины и голоса, пересказывающего прошлое, тогда и возникает надежда на существование острова, где возможна любовь между человеческими существами. 

 

Тигран Амирян