К тебе обращаются, Ты, живущий!

Будь же счастлив, живущий, гнездом, согретым любовью,
В Лету доколь на бегу не окунул ты стопы

 

Иоганн Вольфганг фон Гете «Римские элегии»

 

В толпе мы всегда смешные. Срабатывает ли механизм массового сознания, страх ли… В толпе мы всегда мыслим не так, как бы мыслили, находясь в одиночестве. 

    Повседневность – это абсурд. В действительности она смотрится как норма. На экране – пародия, жестокий фарс. Входим ли мы в лифт, ссоримся ли с соседями, пьем в кабаке, сажаем на электрический стул такого же, как мы, за то, что он разбил фамильный сервиз...

 

    В реальности думаем, что ведем беседу, диалог, а на самом деле разговариваем сами с собой. В результате – не слушаем ни других, ни себя… 

 

    Нам  нравятся  сны,  где  мы  счастливее,  в которых незнакомые люди приходят бескорыстно и независтливо пожелать нам всего наилучшего… 

 

    Мы раскрываемся, и лишь однажды нам отвечают взаимностью. Все в том же несчастном кабаке, где как бы в забытьи, боясь пропустить «последний заказ», повторяем, что нас «никто не понимает», а бармен равнодушно изо дня в день все будет настойчиво торопить напиться, отстраненно объявляя: «завтра будет новый день!..»


     Мы верим, что хорошо там, где нас нет, и откладываем настоящую жизнь.

 

    Швед Рой Андерссон («Песни со второго этажа», короткометражка «Что-то случилось», шведский рекламщик) выявляет не только универсальную повседневность, но и свои скандинавские будни, где в акварельных зарисовках выставляет мертвых людей-шведов, в общей сложности, безликих, замаскированных «в себя» или «под себя»  в которых внутри жирует пустота. 

 

    Да, страшновато,  а  «новый день» бодрости духа не добавляет…

 

    Но  вспомним  Максима  Горького.  Он писал  Леониду Андрееву: «Пускай мещанину будет страшно жить, сковывай его паскудную распущенность железными обручами отчаяния, лей в пустую душу ужас! Если он все это вынесет – так выздоровеет, а не вынесет, умрет, исчезнет, ура!»    

 

    Фильм «Ты, живущий» участвовал в официальной программе «Особый взгляд» Канны 2007. Лента получила 3 награды:  «Золотой жук» «лучший режиссер», «лучший сценарий», «лучший фильм» Шведского киноинститута 2008.

 

Елена Гуткина