В «Тисках»

На днях в московском кинотеатре «Октябрь» состоялась премьера кинокартины Валерия Тодоровского «Тиски». Необычная во многом премьера. В первую очередь шокировало, конечно, отсутствие закуски. Люди и Аркадий Укупник, недоумевая, бродили в предбаннике «Октября», выискивая глазами питье и еду. Самые отчаянные стояли у бара, потягивая купленные(!) коктейли. Не растерялся, пожалуй, один лишь Федор Бондарчук, подставляя лысую и улыбающуюся голову под объективы камер и обнимаясь, а иногда даже и разговаривая со знакомыми. Все остальные  чувствовали себя весьма неуютно и входили в зал недовольные.

Режиссер картины Валерий Тодоровский показал себя настоящим мастером своего дела, представив всю съемочную группу за 2 минуты, опустив всякие сюсюканья и несмешные истории. В результате к просмотру картины зрители подошли со всей ответственностью: недополучив «хлеба», решили отыграться на «зрелищах».


«Тиски» - попытка создать модное, молодежное, актуальное кино. Попытка в чем-то удачная, однако, вряд ли фильм можно назвать триумфом Валерия Тодоровского. Тому причиной, быть может, стала неоригинальность темы  - «наркотики» (на эту тему уже ваяли более шедеврально, тот же «Реквием по мечте»). А может, плохую службу сослужила мораль «наркотики – плохо», выведенная через неправдоподобные ситуации и нежизненные диалоги  (последнее особенно бросалось в глаза).


Зато «Тиски»  - более чем прекрасный кинопочин  для молодых актеров – Максима Матвеева (ди-джей Денис Орлов), Евгении Хиривской (Тая), Екатерины Вилковой (Маша), Антона Шагина (Крот), Игоря Войнаровского (Пуля) и других. Актерские работы в «Тисках» подкупают своей искренностью и естественностью. Такое обилие дебютантов в одном фильме отнюдь не портит картину. Наоборот, как раз в этом аспекте фильм смотрится  как мощное молодежное действо.


Что, видимо, пытались донести до зрителей сценаристы Олег Маловичко и Валерий Тодоровский, так это то, что вступить в сложную цепь взаимоотношений наркодилер-наркоман-блюститель правопорядка можно очень просто и по чистой случайности, а вот выйти оттуда очень сложно.


В роли тисков в картине выступают Фёдор Бондарчук (главный наркодилер)  и Алексей Серебряков (служитель закона, пытающийся его поймать). Главный герой (Матвеев) находится под давлением и того и другого, в конце концов ему предстоит решить, на чью же сторону перейти. Надо добавить, что удались и образы Вернера (герой Бондарчука) и майора Дудайтиса (герой Серебрякова) – личности неоднозначные, сложные, со своей историей каждый, притягивающие и отталкивающие одновременно.


Несмотря на удачные режиссерские, сценаристские и операторские ходы, найти и отметить которые я хочу предоставить вам, иногда фильм «режет» каким-нибудь очень расхожим штампом,  как-то очень-очень замедленным действием в кульминации картины.  Словом, фильм оказался тоже зажат в своеобразных тисках: с одной стороны – идея хороша, с другой – исполнение подкачало.


Будет ли достаточно прекрасной игры актеров для того, чтобы фильм имел успех? Как будут развиваться события, покажет время.

 

Анастасия Валеева