В течение нескольких дней в Москве было показано семь фильмов, довольно известных во Франции, но, как сказали на открытии организаторы фестиваля, «российские прокатчики не закупают эти фильмы, хотя ленты заслуживают внимания», поскольку боятся, что они не будут иметь успех у широкого зрителя. Поэтому кинотеатр с говорящим французским названием сам (не в первый раз) взялся показать фильмы, предоставленные Министерством культуры и коммуникации Франции. Организаторами «Недели» выступили посольство Франции в России и Французский культурный центр.
Что такое французское кино? Тем более современное. На него обычно идут только заядлые поклонники, фанаты французского языка, желающие расслышать знакомые интонации за русским переводом. Кстати, именно поэтому и странно, что без перевода фильм показали только один, на закрытии, и то «Ты и я», которым «Неделя» открылась уже с русским переводом. Все-таки стремятся организаторы привлечь внимание всех кинолюбителей к французскому кинематографу.
Французское кино сложно с чем-то спутать. Его, может, не всегда любят, но всегда уважают и считают авторитетным. Не зря же братья Люмьер постарались в далеком 1885 году, когда в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». Жан-Люк Годар, Клод Лелуш, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль – эти имена сделали кинематограф таковым.
Уже давно некоторые скептики судачат об упадке французского кино, о его кризисе, о коммерциализации (порой это можно было разглядеть и на протяжении всего прошедшего фестиваля – все фильмы, которые были показаны, имели большой успех во Франции), но все же не отметить ставших культовыми таких режиссеров, как Люк Бессон, Франсуа Озон,нельзя. Каждый из них – индивидуальность, может, именно на отдельных талантах держится французский кинематограф. Они самовыражаются, стараются воплотить свои идеи. Их не стоило бы осуждать. Например, Озон – такого уникального режиссера на всем свете не сыскать, он нашел свой стиль и спокойно продолжает работать над ним, что достойно комплиментов.
Не всегда может быть близка специфика французского кино, здесь я больше имею в виду современное кино. Нелепые французики (почти из Бордо, как у Грибоедова) с взъерошенными волосами, легкой небритостью, блуждающим взглядом, не всегда красивые эмансипированные французские женщины, но всегда обычно мыслящие и интеллектуально развитые. Особый юмор, художественные эффекты. Это особая структура, в кадре, в игре актеров, в сценарии, в развитии линии сюжета. Массовому слушателю сложно порой это воспринимать, он воспитывается на зрелищных кинолентах, на американском кино больше, где традиционные и банальные эффекты набивают оскомину.
Фестиваль открылся одним из самых достойных фильмов всей программы. Это трагическая комедия Жюли Лопес-Кюрваль «Ты и я» (2006). Любопытна лента тем, что в ней сыграли известные уже актрисы Марион Котийяр и Жюли Депардье (да-да, все из той же династии). В этом фильмеКотийяр предстает брюнеткой, нежели в фильме Реми Безансона «Небо и земля», там она неузнаваемая совершенно блондинка, легкомысленная, ироничная и увлекающая мадам. Здесь же ей удалось очень хорошо войти в роль увлеченной музыкой и довольно замкнутой в себе виолончелистки. Это история о двух сестрах, совершенно разных, об Ариане (Депардье) и Лене (Котийяр). У каждой из них свои падения и взлеты в любви. Причем, когдаАриана страдает от нелюбящего ее молодого человека, Котийяр на вид вполне довольна жизнью. У нее есть парень, они хотят завести детей. Но знакомство с музыкантом-скрипачом нарушает жизненное равновесие Лены. Она любит, совершает безумные поступки, она, именно она, странный, но непредсказуемый синий чулок. Но что-то случилось с проявлениями ее чувств. Скрипач уезжает, так ничего и не поняв, что это было. Позже, естественно, они встретятся эдак годика через… 2: он женат, она же, так же, как и он, решила выступать сольно, но она одна, так как продолжала его любить. Параллельно всему этому сюжету сестра Лены Ариана (журналистка, которая пишет фотороманы в женский журнал «Ты и я», а для сюжета берет сцены из жизни, приукрашивает их и добавляет «клубнички»), романтическая барышня, фантазерка и порой совершенно неуклюжая, наконец уставшая от своей невзаимной любви, поддается на ухаживания рабочего-колхозника, простите, строителя, уезжает с ним и полностью уходит в семейный быт. Фильм снят очень красиво, с вкраплениями цветных фантазий Арианы (это кадры-фотографии героев на фоне декораций из сюжетовАрианы, которые сопровождаются комментариями Арианы). Все и заканчивается вполне реалистично в действительности (что располагает), и только в мечтах и воображаемом миреАрианы все счастливы до безумия, все сладко и вкусно.
Второй фильм - комедия «Все за мной!» (дословный перевод – «Кто меня любит, тот следует за мной», 2006) Бенуа Коэн - продолжил радовать реализмом, но далеко не сюжетом, немного избитым, предсказуемым. Главный герой (Матье Деми), преуспевающий врач (первые кадры), в какой-то момент перезапрограммировался на то, чтобы стать известным музыкантом. В 35 лет он понимает, что всегда мечтал быть музыкантом, конечно, крутым рокером. Он знакомится, будучи сильно нетрезв, в клубе с певицей Шин и решает собрать группу. Причем ходит на протяжении всего фильма деловой колбасой в галстучке и пиджачке, тихо радуется своей идеи и смелости пойти против системы и разъезжает довольно все в том же пиджачке по Парижу на велосипеде. В итоге, он - преуспевающий музыкант (последние кадры). Но комедия заканчивается не совсем смешно – его сбивает машина, когда он ранним утром возвращался на велосипеде от Шин. Затянутость сюжета, его пресловутость изрядно подпортили впечатление.
Романтическая комедия «Перемена адреса» Эмманюэля Муре (2006)- сага о любви скромного музыканта с высокопарным именем Давид в свою ученицу Жюлию. Только и здесь нарушен механизм любви. Девушка давно и безнадежно влюблена в другого – таинственного и несъедобного Жюльена, который в свое время исчез из ее поля зрения и, о, какая страшная ирония судьбы, не оставил ни телефона, ни адреса. Будучи скромным героем-музыкантом, но далеко нескромным режиссером фильма -Эммануэль Муре главную роль предпочел отдать себе любимому.
Антони Кордье на фестивале представляла кинокартина «Холодный душ» (2005). Снова любовь, снова сомнения. Микаэль, семнадцатилетний парень, отлично учится, возглавляет городскую команду дзюдо, да еще (вы представляете!) встречается при этом с прекраснейшей девушкой, на зависть всем. Вы уже завидуете? Не стоит. За каждой красивой картинкой всегда стоит не очень красивая история. Но, насколько она некрасивая, судить, конечно, каждый должен сам. Микаэль делит девушку с Клеманом, сыном нового спонсора команды… Вам что-то не напоминает? Ну, хотя бы чуть-чуть?
Еще один фильм, который сильно выделяется на фоне других – драма Клэра Симона «Жаркое лето» (2006). Молодая девушка живет размеренной и скучной жизнью в деревне, где весь день она обычно катается верхом на своей любимой лошади. Ей ничего не остается, как влюбиться в семейного человека, взрослого мужчину, который работает пожарником. Ее фанатичная любовь приводит к печальному концу. Она, прокручивая в мечтах, как заведет пожарника в лес и там отдастся ему, по сути, бросает ему вызов и поджигает, балуясь зажигалкой, лес в деревне. Все полыхает, ему приходится искать, спасать ее. Только вот девчушка не рассчитала маленько. План, как они будут выбираться оттуда, она не соблаговолила придумать. Лента выделяется нединамичным сюжетом, панорамой красивых деревенских пейзажей, своей леностью, кажется, режиссер сам уже давно уснул и все пошло на самотек. Жизнь развивается сама по себе, лишь камера следует за каждым движением юной героини. Ничего не происходит, зритель ждет. Когда же что-то, кажется, начало происходить, ощущение, что что-то Клэр Симон в этом во всем пропустил, не уходит. Все уже произошло, а тебе по-прежнему кажется, что ничего не происходит.
Комедия «Небо и земля» (по дословному переводу – «Моя жизнь в воздухе», 2005) Реми Безансона нарушила баланс реализма в «Неделе» своим хэппи-эндом. Герой фильма Ян боится летать на самолетах. Он сам родился на борту, только его мать умерла при родах. Теперь ему по закону достается право летать всю жизнь бесплатно на самолетах. Но что ему это право, когда у Яна жуткая боязнь этих самых агрегатов. Способен он лишь только работать инструктором в авиакомпании и подозрительным лицам отказывать в сдаче экзамена на летчика. Так он из жалости ставит «зачет» одному нервному мужчине, но, когда же он все-таки решает преодолеть страх, потому что на другом конце света его ждет любимая (Марион Котийяр), в самолете объявляют, что за штурвалом тот самый нервный летчик. И придется робкому Яну взять на себя обязанность посадить самолет, когда все шансы это сделать будут на нуле…
На предпоследний день «Недели французского кино» организаторы приберегли самый сложный, по-настоящему драматический и интересный фильм – «Забыть Шейен» (2005) Валерии Минетто. Снова любовь, но любовь между двумя взрослыми состоявшимися женщинами, у которых свой взгляд, свое мнение на «тайны мироздания». История о том, как жить внесистемно, находясь в самом центре этой системы. У Сони есть благородное оправдание: она – учительница. Шейен была когда-то журналисткой, но разочаровалась во всем, у нее теперь нет денег, нет электричества, самое главное – она не хочет больше жить в городе. Она уезжает в деревню, но не подозревает о том, что, выбыв из одной системы, попала в другую. Лишь любовь смягчает острые углы и все примиряет. Вопрос в фильме поставлен очень конкретно и актуально: что делать в этом разлагающемся системном мире, в этом городе, полном безработицы, как бороться? Распечатывать листовки с лозунгами «Любовь важнее, чем деньги!», «Берегите природу, мать вашу!», «Давайте жить дружно!?» (недословно), что и делает один из героев, который в теории определился, что ему нужно, а на практике же пока не решил, от кого хочет иметь детей: от Сони или от ее ученицы, с которой он впоследствии остается (надолго ли?). В этом фильме Минетто ставит важные вопросы, проблемы, которые мучают современную Францию: безработица, эмансипация, разложение общества, проблемы мегаполиса, в котором уже негде жить. Решение: забастовка? любовь? Каждому свое, но не каждому уже по потребностям - слишком уж много их.
Достойных фильмов оказалось немного. «Ты и я», «Забыть Шейен» - вот, что запомнилось. Хоть комедий было на одну больше, среди них настоящих, тех самых французских комедий, увидеть не пришлось, смеяться в полный голос тоже не удавалось, как я ни старалась, подражая зрительнице в соседнем ряду. «Ты и я» любопытен в рамках художественного воплощения смысла на экране, с красочными вставками комедийного характера. Настоящая драма вполне реализовалась в «Шейене». Но все же видеть французский кинематограф в драмах как-то печально. Безусловно, во многом во всей программе «Недели» отражается и сама хаотичная жизнь сегодняшней Франции. Что делать, когда вместо урегулирования внутренней политики, нынешний президент Саркозизанимается урегулированием своей личной жизни. Естественно, тут не только забастовки начнутся.
При этом удовлетворение от фестиваля имело место быть. Кажется, а точнее, хочется надеяться, что в этом «кризисном» кино что-то нащупывается, французские режиссеры еще более ясно начали понимать свою функцию – не отходить от авангарда, а еще больше оттачивать свой стиль.
«Неделя французского кино» после 29 января еще будет продемонстрирована в Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Саратове, Самаре, Уфе. Так что, если вы не имели возможности посмотреть представленные фильмы в Москве, спешите купить билет в любой из городов, да воздастся вам. А если вы живете в одном из них, то остается пожелать вам терпения, скоро и вам удастся улицезреть немного Франции.
Что, если вам не нравится французское современное кино, то посоветовала бы я вам сходить в кинопрокат и набрать себе старого доброго французского кино, благо его много в синемотеке, на всю жизнь хватит и Годара, и Блие, и Трюффо, и Лелуша.
Елена Гуткина