Фильм Ридли Скотта (Ridley Scott) «Последняя дуэль» – одна из самых ярких премьер ноября, основанная на одноименной книге Эрика Джагера (Eric Jager), рассказывающего историю реального поединка, произошедшего в 1368 году во Франции и ставшего последним, решившим исход судебного разбирательства в истории Франции.
Премьера исторической драмы «Последняя дуэль» (The Last Duel) британского режиссера Ридли Скотта завершила программу внеконкурсных показов международного Венецианского кинофестиваля. Сценарий картины написали исполнители главных ролей Бен Аффлек (Ben Affleck) и Мэтт Дэймон (Matt Damon) в соавторстве с Николь Холофсенер (Nicole Holofcener) по реальным событиям, происходящим во Франции XIV века, изложенным в книге Эрика Джагера, историка из Калифорнийского университета, которую он написал, опираясь на «Большие французские хроники» (Grandes Chroniques de France) – летописный свод истории французской монархии начиная со времен ее возникновения. Основой сюжета явились хроники последнего документально подтвержденного поединка между Жаном де Карружем и Жаком Ле Гри, произошедшего во Франции в 1386 году и ставшего последним юридически санкционированным судебным поединком в истории Франции, при помощи которых выносился вердикт кто из участников судебного разбирательства говорит правду. Однако и для тех времен, решение судебных тяжб посредством дуэли являлось достаточно редкой и весьма нестандартной практикой, поэтому на поединке присутствовали члены королевской семьи и сам Карл VI, а также знаменитый историк и хроникер первого этапа Столетней войны Жан Фруассар, который описал происходившее на арене в своих сочинениях. То, как развивались события до дуэли, подробно задокументировано в записях адвоката Жана Ле Кока, представлявшего интересы Ле Гри. Эти и другие источники подробно изучил и проанализировал литературный критик и специалист по средневековой литературе Эрик Джагер, объединивший в своей книге научный подход, дающий полную картину быта, нравов, делопроизводства и судебной системы того времени, а также эмоционально насыщенные сцены, дающие представление о том, что переживали герои. В год выхода книги (2004) рецензенты неоднократно подчеркивали, что документальная хроника Джагера не лишена художественного выражения авторской мысли и представляет собой скорее захватывающий триллер, нежели научную монографию. Книгу даже сравнивали со сценарием голливудского фильма, каким он и стал через 17 лет, в воплощении мастера монументальных пеплумов на земле и в космосе, Ридли Скотта.
Первая половина фильма отдана подробному художественному изображению реалий средневековой Франции, обнажающему язвы французского феодализма. Сюжет ленты разворачивается вокруг Маргариты де Карруж (Джоди Комер), жены рыцаря Жана де Карружа в исполнении Мэтта Дэймона, обезображенного шрамом на лице и многолетней службой в рядах феодального рыцарского ополчения. Вокруг героев средневековая Франция, часто атакуемая Англией; страной всего несколько лет правит Карл VI Безумный, то затухает, то снова разгорается Столетняя война. Дела Франции идут скорее плохо – Лимож потерян, не взят Брест, Жан де Карруж участвует в одном сражении за другим, чтобы обеспечить семью и поправить свое материальное положение. Изначально Жан был женат на дочери богатого помещика, однако разразившаяся в Нормандии эпидемия чумы, унесла жизни жены и сына де Карружа, крестным отцом которого родители выбрали Жака Ле Гри (Адам Драйвер) - на тот момент близкого друга Жана. В отличие от Де Карружа, Ле Гри имел более низкое происхождение - его род не был таким древним и знатным, - но был более образованным (он окончил школу при церкви, в то время как Карруж учился сражаться на поле брани и не получил нормального образования), в добавок семья Ле Гри не имела проблем с деньгами и к тому времени успела нажить довольно солидное состояние. Будучи ровесниками, их с Жаном связывала крепкая мужская дружба, однако со временем, Ле Гри начал уверенно подниматься по карьерной лестнице при дворе графа Алансонского (Бен Аффлек) и быстро стал его фаворитом. В то же время де Карруж, органически неприятный графу, впадает в немилость и долги, отчего женится на Маргарите (Джоди Комер) - богатой, красивой и благоразумной наследнице опального нормандского лорда де Тибувиля, без конца участвует в военных кампаниях, а в перерывах между походами пытается построить свое семейное счастье. Однако несмотря на преданную службу Карружа, граф Алансонский не жалует своего вассала - слишком уж у того прямолинейные солдатские манеры, слишком мало в нем игры ума и изящества, а любит утонченного Жака Ле Гри с которым вкушает все земные наслаждения, доступные двоюродному брату короля, и отдает ему сначала землю, а потом и звание, которое должен унаследовать Карруж.
С первых кадров разворачивающееся действие насыщено подробными деталями: даты, фамильные имена, названия замков и земель, титулы и битвы, воспроизведенные с огромным режиссерским талантом и доскональной исторической точностью, позволяющих зрителю воочию окунуться в быт средневековой рутины. Однако с середины ленты этюд о феодализме закончится, и начнется совсем другое кино – полное психологической глубины и подробного изучения человеческих переживаний. Переломный момент в жанровой природе фильма произойдет, когда вернувшись домой после битвы, Де Карруж узнает от молодой жены о вероломстве своего бывшего друга Жака Ле Гри, который воспользовался его отсутствием и сначала попытался соблазнить, а потом изнасиловал Маргариту. Оскорбленный супруг ввязывается в тяжбы, чтобы защитить свое имя и наследие, будучи уверенным, что таким образом отстоит честь жены. Понимая, что искать справедливости у графа Алансонского бессмысленно, Карруж обращается к королю с просьбой о назначении судебного поединка, который и определит виновного. Дуэли запрещены, но король снимает запрет ради исторического поединка, который станет последним в истории средневековой Франции. Бой пойдет не до крови, но до смерти; и ставки в этой битве очень высоки, ведь если Жан де Карруж погибнет, его жену сожгут заживо за прелюбодеяние и лжесвидетельство. Однако что же произошло на самом деле? Ведь даже под страхом смерти Ле Гри отрицает свою вину, тогда как Маргарита (как было сказано - также под страхом смерти) ее утверждает.
Для выяснения обстоятельств режиссер выбирает по истине искусный ход, - приглашая зрителя взглянуть на произошедшее глазами каждого из героев, выстраивая структуру фильма по принципу «Расемона» Акиры Куросавы. Одни и те же события Ридли Скотт снимает и показывает с трех разных точек зрения - оскорбленного мужа Жана де Карружа, обвиненного Жака Ле Гри и женщины, чью честь осквернили, Маргариты де Карруж, - раскрывая детали и подробности случившегося в трех разных интерпретациях. Как итог, за каждым виденьем событий всегда скрывается чья-то правда, с иной точки зрения - предстающая как фантазия или ложь. Восприятие героев обнаруживает себя настолько субъективным, что любая брошенная фраза в зависимости от того, кем рассказывается история - окрашивается совершенно разными, порой даже противоположными, эмоциями, тонко подчеркнутыми в фильме блестящим режиссерским мастерством. Ведь порой достаточно изменить лишь крошечный нюанс - угол камеры, интонацию голоса, монтажную склейку, - и героически безнадежная битва превращается в безрассудную авантюру, братский поцелуй - в обещание любви, стоны наслаждения - в крик ужаса, а страстные объятия - в акт насилия. Такой подход подводит зрителя к мысли, что у каждого события не может быть лишь единственно верной трактовки. Ведь на самом деле история человечества испокон веков всегда складывалась наполовину из фактов, а наполовину - из туманных мифов и фантазий.
Говоря о фильме, нельзя обойти стороной и сильную актерскую игру. Все исполнители главных ролей - Мэтт Дэймон, Джоди Комер и Бен Аффлек - работают с огромным талантом и самоотдачей, создавая очень сильные, характерные образы. Но все они меркнут на фоне Адама Драйвера, который, кажется, был создан для жизни в Средневековье, длинных плащей и пылких речей. Он крадет каждую сцену, в которой появляется, создавая, один из самый сильных в своей карьере образов тщеславного, самовлюбленного, эгоистичного, но все же несомненно благородного рыцаря, отстаивающего собственную честь ценой своей жизни. Особенно успешно в фильме поставлены батальные сцены - брутальные, но не безвкусные, такие, которые точно не оставляют зрителя равнодушным, пленяя своей средневековой громоздкостью и реалистичностью. Когда же на экране наконец происходит та самая последняя дуэль, талант режиссера раскрывается всеми красками, вкупе с чарующей музыкой Гарри Грегсона‑Уильямса создавая поистине грандиозную средневековую драму, пронизанную эпическим величием, в которой авторы ленты пытаются легкомысленным тоном говорить на вечные темы, одинаково понятные обществу в любую эпоху. Но важнее всего в фильме остается то, что «Последняя дуэль» бросает вызов чувствам и не оставляет зрителя равнодушным. А именно это главный признак талантливого кино.
Анастасия Гороховская