В конце ноября в мировой прокат вышел долгожданный фильм Ридли Скотта о Наполеоне с Хоакином Фениксом в роли великого полководца – художественная биография высочайшего уровня авторства знаменитого режиссера, в которой Ридли Скотт рассказывает о становлении, пути к власти, победах и поражениях Наполеона Бонапарта.
События фильма разворачиваются вокруг ключевых дат в жизни полководца. В первых сценах главный герой – еще молодой корсиканский артиллерист по имени Наполеон Бонапарт (Хоакин Феникс) делает блестящую карьеру, отличившись при осаде Тулона, а затем подавив роялистский Вандемьерский мятеж. Он амбициозен, честолюбив, тщеславен и жаждет власти, поэтому на фоне нестабильной политической ситуации во Франции, идет порой на самые отчаянные шаги ради достижения своих целей – радикально расправляется с мятежниками, понимая, что нельзя возродить лучшую страну, не принеся необходимой жертвы. Впрочем, главное отличие Наполеона от соперников вовсе не жестокость, а то – что он умеет то, чего не умеют другие, – прекрасно воевать. В остальное время он или скучает, или спит (иногда даже посередине разговора), а перед тем, как отправиться в победоносные Итальянский и Египетский походы, и вовсе женится на женщине сложной судьбы и спорной репутации – Жозефине де Богарне (Ванесса Кирби).
Любовные отношения с Жозефиной заявлены как главная интрига фильма, да и в действительности они были сложными и полными интриг. На мадам Богарне Наполеон женился в 1796 году несмотря на то, что Жозефина имела статус вдовы, двоих детей и была на шесть лет старше Наполеона, что было особенно интригующей составляющей их отношений, показывающей насколько Наполеон был одержим этой женщиной, невзирая на ее возраст и сомнительное прошлое, интриги и измены, в которых будущий император не раз уличал свою жену. Однако если почитать сохранившиеся письма Наполеона к Жозефине, которые иногда зачитывают за кадром, становится ясно, что полководец был действительно влюблен и даже одержим своей супругой. Тот факт, что Наполеон отчаянно нуждался в наследнике (а Жозефина больше не могла иметь детей), проиллюстрирован серией фарсовых ситуаций, включая ссоры за обеденным столом, а потом невероятно трогательные любовные клятвы. Картина становится более полной, когда отношения Наполеона и Жозефины с годами становятся все глубже и глубже. И часто их свидания проходят не как пафосные, помпезные рандеву, достойные императора, а – тихие, семейные встречи, когда они молча сидят, обнимая друг друга. Горделивая, задумчивая, кипящая и торжествующая игра Кирби, ее хитрое остроумие, пленительность кошачьих глаз и врожденная царственность делают Жозефину в ее исполнении истинной императрицей с непростой судьбой за плечами.
Второй главной составляющей ленты, как и следует в фильме про великого полководца, явились кровавые сражения и военные сцены. От Тулона и Аустерлица до Бородино и Ватерлоо, в которых режиссеру удалось показать все исторические завоевания Наполеона с немаловажными темами его тактического гения. С точки зрения военной тактики Ридли Скотт представил тщательное, хорошо изученное и всесторонне освещенное изображение военного ума и тактики Наполеона, которые до сих пор изучаются и анализируются вооруженными силами по всему миру. Наиболее крупные битвы, вошедшие в фильм – Аустерлиц и Ватерлоо. Для съемок боевых сражений Скотт использовал свыше 800 актеров массовки, многих из них на лошадях. Однако показывая ход сражения, режиссер охотился отнюдь не за зрелищными кадрами, а за реалистичностью. Будь то пушечные ядра, падающие сквозь тонкий слой льда вместе с окровавленными телами солдат, тонущими под толщей льда, или кадры с горящей Москвой, когда армия Наполеона достигла города, проделав изнуряющий путь из Франции через непроходимую местность в Россию. Несмотря на то, что в русской литературе все главные битвы наполеоновских войн привычно происходят жарким летом. Ридли Скотт радикально пересмотрел вопрос с погодой, взяв за основу легенду, которую Наполеон распространил в пропагандистских целях сразу после битвы. Один из подобных рассказов гласил, что русские отступали через замерзшие пруда, лед треснул под тяжестью пушек, и тысячи солдат погибли. Так поле Аустерлица в его «Наполеоне» скрыто глубокими сугробами. Пехота и артиллерия стреляют почти вслепую сквозь снежный буран. А в финале сражения тысячи отступающих русских и австрийцев проваливаются в озеро сквозь лед, создавая одну из самых динамичных, сложных, продуманных и красивых батальных сцен в истории кино.
Продвигаясь по биографии великого полководца, следующим детально разработанным и воплощенным сражением в фильме явилась битва при Ватерлоо и месть Веллингтона, став одним из самых зрелищных эпизодов, где кроме огромного количества массовки, использованной для изображения войск коалиции семи стран европейских монархов, выступивших против Наполеона, режиссером была детально воссоздана военная тактика, примененная британской армией в последней битве при Ватерлоо, когда войска выстроились в квадратное построение, похожее на древнеримское боевое построение легионеров под названием «Repellere equites» («Отразить нападение всадников» – лат.), но в отличии от легионеров британцы были вооружены ружьями вместо копий или мечей. Подобное построение заставило французскую кавалерию окружить британское подразделение, по мере того как британцы по одному выводили из строя французских солдат на лошадях, обходя их. Так, в битве при Ватерлоо войска коалиции семи стран окончательно разгромили армию Наполеона. Значительную часть союзнических войск составили объединенные силы Соединенного Королевства, Нидерландов, королевства Ганновер, герцогства Брауншвейг, и герцогства Нассау, которыми командовал герцог Веллингтон. Их так и называли армией Веллингтона.
Остров святой Елены подводит кульминацию в фильме и жизнеописании Бонапарта, показывая нам последние дни в жизни императора. Так, картина охватывает 28 важных для истории Франции, да и для всего мира, лет: начиная с Великой французской революции 1789 года и заканчивая изгнанием Наполеона на остров Святой Елены в 1815 году. Безупречная историческая достоверность, великолепные костюмы, превосходная операторская работа и игра актеров создают огромное историческое полотно авторства несравненного художника с грандиозными батальными сценами и размашистыми историческими портретами. Операторская работа заслуживает отдельной похвалы, как это обычно бывает в работах Ридли Скотта, ведь фильм служит прекрасным примером того, что значит хорошо снятое с эстетической или художественной точки зрения кино. Однако главным достижением фильма стала несравненная игра Хоакинга Феникса, столь же мощная как подобает императорской особе, вобравшая в себя сложный, противоречивый характер, охватывающий практически весь путь великого полководца от юного корсиканского артиллериста до самого главного человека в истории Европы начала XVIII, но до конца дней оставшимся прежде всего полководцем.
Анастасия Гороховская