«Мне не больно». История еще одной болезни

«Мне не больно» – это новая интерпретация уже набившей оскомину драмы о том, как красивая и больная раком девушка изо всех сил противостоит действительности. Сколько можно? Ведь есть уже и «Сладкий ноябрь», и «История любви», и «Осень в Нью-Йорке», и масса отечественных кинофильмов с подобным сюжетом.

    Картина Алексея Балабанова основана на повторении давно заученных сцен из американской киноистории с участием Терон и Ривза. Причем повторение это настолько явное, что становится обидно за отсутствие всякой режиссерской фантазии. Чего стоит одна только сцена, когда Тата (Рената Литвинова) после ночи, проведенной с возлюбленным (Александр Яценко) уходит на освещенный утренним солнцем мостик – точную копию того, по которому бежала незабываемая Сара Дивер.
 
    Понятно, что придумать детали и нанизать их на готовый стержень гораздо проще, чем ломать голову над оригинальным сюжетом. К тому же неизвестно, воспримет его публика или нет. В случае с историей про смертельно больную девушку все довольно-таки ясно: половина аудитории проникнется точно. Ведь тут и мозги не надо напрягать (все знакомо), и пожалеть можно (у нас это любят). Звучит парадоксально, но если из картины убрать этот давно захватанный сюжет, она бы только выиграла. Дело в том, что скопление трогательных, а порой совершенно великолепных действий и фраз составляет здесь целый мир – трагический сам по себе, без запаха больницы. И мир этот выстроен одной актрисой – Ренатой Литвиновой, героиня которой в силу своей внутренней природы есть живой протест, направленный против увязшей в статичности жизни.

      Если вам по каким-то причинам не нравится Литвинова – этот фильм лучше вообще не смотреть. Если вы ее обожаете – то впоследствии будете пересматривать не раз. «Мне не больно» – это еще один камешек в мозаике странных и удивительно светлых картин с этой актрисой в главной роли. «Девушка из другого мира», богиня и вечный ребенок она и здесь создает особое пространство, в котором пересекаются бунт и беззащитность, сила и бессилие. Вот она, героиня Ренаты – утонченная содержанка и официантка родом из Козельска, соблазнительница и подросток, набивающий карманы ворованными яблоками. Она не находит себе места из-за нелепой, пропавшей куда-то «копны» и в то же время бросает все ради любви и свободы. «Я хочу пить, курить и иметь любовника», - говорит она и уходит навстречу питерским улицам. Остальные персонажи фильма – всего лишь дополнение к игре Литвиновой. Они оттеняют, но не создают картину. Среди них самым запоминающимся образом можно назвать талантливого архитектора Алю (Инга Оболдина-Стрелкова), которая постоянно что-то жует, мычит и делает недовольные гримасы. Она меньше всех говорит и своей заторможенностью напоминает то ли сонного алкоголика, то ли человека, с рождения больного аутизмом. Тем и хороша.
 
    Что касается музыкальной составляющей, лейтмотивом фильма является композиция «Mammy Blue». Как и «The theme from Love Story» (в «Истории любви») и «Only time» (в «Сладком ноябре») она подчеркивает любовь и будущую разлуку. При этом действительно грамотно подобраны моменты, в которые песня звучит. Благодаря ей начинает казаться, что произведение Алексея Балабанова, несмотря на все его недостатки, представляет собой чуткое, необъяснимое и такое знакомое видение жизни в период сумасшедшей влюбленности. Помимо «Mammy Blue» в фильме звучат композиции Вадима Самойлова («Агата Кристи»), который выступил автором оригинального саундтрека. Если не считать две песни, написанные Самойловым для фильма «Брат-2», это его первая совместная работа с Балабановым.
 

Ольга Чкалова