Едва ли найдется человек, не смотревший ни одного фильма братьев Коэн. Джоэл и Итан вошли в число самых авторитетных кинорежиссёров современного кино. Кроме того, Коэны, как правило, сами пишут сценарии, режиссируют, продюсируют и монтируют свои фильмы.
«Просто кровь» / «Blood Simple» (1984)
Совместная карьера братьев Коэн началась в 1984 году с неонуарного триллера «Просто кровь». Это не очень простая история о супружеской измене и убийстве, которая глумится над американской мечтой, по крайней мере, отчасти, комментируя алчность, похоть и даже философию простоты. В фильме рассказывается о том, что молодая женщина Эбби (Фрэнсис Макдорманд) изменяет своему мужу с барменом по имени Рэй (Джон Гетц). Супруг Джулиан Марти (Дэн Хедайя), догадываясь, что его обманывают, нанимает частного детектива, который подтверждает его опасения. Тогда Джулиан платит детективу, чтобы тот убил Эбби и Рэя. Но планы конечно рушатся.
«Бартон Финк» / «Barton Fink» (1991)
Для режиссеров с репутацией больших художников, братья Коэн оставались удивительно доступными для широкого круга зрителей — снимали картины, которые всегда можно было воспринимать как ни к чему не обязывающее жанровое развлечение, будь то криминальные комедии («Большой Лебовски») или серьезные гангстерские драмы («Перекресток Миллера»). Важное исключение из этого правила — снятое в тот же период сюрреалистическое арткино «Бартон Финк». Этот фильм рассказывал про одного странного сценариста в творческом бессилии, который неожиданно попадает в реальный кошмар с участием безумных продюсеров и серийного убийцы по соседству. Фильм про тяготы творчества и изнанку Голливуда, а также коллекция приемов на которых спустя десятилетие свою построит карьеру Чарли Кауфман.
«Фарго» / «Fargo» (1996)
«Фарго» – безусловный шедевр Коэнов, получивший ошеломительные отзывы, и признанный многими критиками одним из лучших всех времен. Сюжет основан на реальных событиях (так их преподносят по режиссерскому замыслу), и повествует о Джерри Ландегарде (Уильям Мэйси), продавце автомобилей, который организовывает похищение собственной жены, чтобы получить за нее выкуп у своего богатого тестя. Но все идет не по плану. Последующее развитие событий приводят к тому, что в погоню за похитителями пускается женщина-полицейский Мардж Гандерсон (Фрэнсис Макдорманд). За эту роль она получила премию «Оскар», также как и режиссерам фильма.
«Большой Лебовски» / «The Big Lebowski» (1998)
«Большой Лебовски» – еще один глубоко философский фильм, несомненно, изменивший культуру кино. Ключевой персонаж – Чувак (Джефф Бриджес), пацифист и любитель боулинга. Он становится объектом преследования преступников, принявших его за однофамильца, миллиардера «большого» Лебовски. Сюжет несколько напомнил «Фарго», но диалоги и ситуационный юмор в «Большом Лебовском», пожалуй, даже смешнее и, безусловно, универсальнее, что позволило режиссерам сделать еще более острый философский комментарий.
«О, где же ты, брат?» / «O Brother, Where Art Thou» (2000)
Лента «О, где же ты, брат?» имела еще больший успех, навсегда изменив мир фолк музыки, возродив интерес тысяч зрителей к «Одиссее» Гомера и показав на большом экране провинциальные окрестности Миссисипи 1930-х годов. На протяжении фильма мы следуем за Эвереттом (Джордж Клуни), Питом (Джон Туртурро) и Делмаром (Тим Блейк Нельсон), тремя сбежавшими каторжниками, которые пытаются вернуться домой к Эверетту в поисках спрятанного клада.
«Серьезный человек» / «A Serious Man» (2009)
«Серьезный человек» – самый откровенно философский, нигилистический и, безусловно, самый экзистенциальный фильм Коэнов. Главный герой фильма - Ларри (Майкл Stuglbarg), преподаватель физики, чья жизнь медленно разлаживается. Жена уходит к другому мужчине, дети огорчают, брат живет у него на шее, да и работа – вопрос личной конкуренции. Поскольку неприятности опутывают жизнь Ларри, он начинает сомневаться в существовании Бога, ведь если Он существует, то почему обрекает Лари на такие испытания. Вопрос извечный и не новый для кино, но Коэны, надо признать, раскрыли его совершенно с новой стороны.
«Железная хватка» / «True Grit» (2010)
Сразу после «Серьезного человека» Коэны с еще большим успехом сняли «Железную хватку», возвратившись к жанру вестерн. Сюжет фильма рассказывает о четырнадцатилетней девочке Мэтти Росс (Хейли Стейнфилд), которая решает выследить убийцу своего отца. С ней отправляется любящий выпить федеральный маршал Рубен Когберн (Джефф Бриджес) и техасский рейнджер ЛаБиф (Мэтт Дэймон). Эта интересная и сложная история мести – ремейк оригинального фильма Джона Уэйна, вышедшего с большим успехом несколько десятилетий назад. Однако версия Коэнов вобрала в себя новый элемент – одиночество Мэтти, познавшей всю его трагичность после смерти отца.
«Внутри Льюина Дэвиса» / «Inside Llewyn Davis» (2013)
«Внутри Льюина Дэвиса» – это возвращение режиссеров к фолк музыке, как в «О, где же ты, брат?» и опять-таки с философским подтекстом. Перенесёмся в 1961 год в компанию фолк-певца Льюина Дэвиса (Оскар Айзек) в Гринвич-Виллидж, Нью-Йорк. На протяжении недели мы наблюдаем за метаниями Льюина между концертами, взаимоотношениями, поиском места для ночлега и преследованиями таинственного и неуловимого кота. Собственно, что означает этот кот, кроме очевидного? Поиски кота в случае Льюина объясняют его попытку найти свою идентичность. И точно так же, как кот Горфейнов, он убегает от своих проблем. Но Льюину не удается вырваться.