Соединенные Штаты
VS. Билли
Холидей
Режиссер Ли Дэниелс
Оператор Эндрю Данн
Композитор Крис Бауэрс
Художник Дэниэл Т. Доррэнс
Продюсер Джордан Фьюдж
В конце июля в российский кинопрокат вышел самый недооцененный фильм оскаровской гонки этого года – музыкальный байопик о противостоянии популярной певицы Билли Холидей и государства («The United States vs. Billie Holiday», 2021) режиссера Ли Дэниелса. В роли джазовой легенды – американская соул-певица Андра Дей, получившая номинацию премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль.
Сюжет фильма развивается в конце 1940-х, когда Билли Холидей была главной джазовой певицей Америки (если не всего мира) и одной из самых обожаемых публикой знаменитостей. Клубы во время ее выступлений были заполнены до отказа, а пластинки продавались быстрее, чем их успевали выпускать. Именно тогда Холидей уже успела получить прозвище, с которым войдет в историю, — Леди Дэй. Так Билли окрестил Лестер Янг, один из крупнейших саксофонистов эпохи свинга и ее преданный друг. Однако слава, деньги и шикарные наряды были лишь одной стороной непростой жизни Билли, в которой кроме света софитов было место и тяжелой наркотической зависимости, и нездоровым отношениям с мужчинами, и почти смертельной вражды с представителями власти.
Причиной ополчиться на Билли для американских чиновников стала песня, которая, собственно говоря, и привела к колоссальному успеху певицы - драматичная и мрачная баллада «Strange Fruit», написанная на стихи борца против расизма Абеля Миропола. «На южных деревьях растут странные плоды...» – так начинается знаменитая «Strange Fruit», но поется в ней совсем не о фруктовом изобилии американского Диксиленда. «Странные плоды», свисающие с ветвей, – тела повешенных, подвергшихся линчеванию, столь популярному в южных штатах с середины XIX века вплоть до конца 1940-х годов. Людей «не того» цвета кожи за малейшую провинность могли подвергнуть стихийному «народному» суду и приговорить к казни. Именно защитницей простых людей от произвола и стала Билли, пытаясь отстоять их права. Исполнение песни пытались неофициально запретить, а когда Билли нарушила запрет ее стали преследовать вполне официально. Увы, полиции было за что зацепиться: певица много лет употребляла героин, так что с конца 1940-х и до самой смерти в 1959 году Билли жила под неусыпным надзором агентов по борьбе с наркотиками. Именно эту мрачную, но пронизанную надеждой историю Леди Дэй рассказал Ли Дэниелс в своей новой картине.
Исполнительница главной роли, американская соул-певица Андра Дэй берет на себя миссию лично исполнять большинство прожитых историй из репертуара Холидэй. Уникальность тембра Холидей нисколько не оспаривается, но в него привнесен свой, и тоже вполне исключительный. Кроме «Strange Fruit» для фильма были записаны не менее известные «All of Me», «Solitude», «Ain’t Nobody’s Business» и «Lady Sings the Blues». А также совершенно новая песня – «Tigress & Tweed», которая затем была номинирована на «Золотой глобус» как лучший саундтрек. Критики отметили и непосредственно актерскую игру Дэй смело и нефальшиво играющую надлом и отрешенность своей героини, и находящей утешение лишь на сцене, оттачивая и левитируя с каждым хитом, объединяющим и темнокожих, и белых в аудитории.
Разумеется, превратиться в одну из самых знаменитых певиц в истории было бы куда труднее, если бы не выдающаяся работа художника по костюмам Паоло Ниедду, который придумал для экранной Билли Холидей около 70 нарядов. Многие из них Ниедду нашел в винтажных магазинах Лос-Анджелеса и Монреаля, но 9 ключевых образов были созданы в коллаборации с домом Prada. В результате сотрудничества художника по костюмам и команды Prada на свет появилось, например, расшитое серебром длинное платье из сатина нежно-персикового оттенка с драпировками на лифе — в нем Билли Холидей в исполнении Андры Дэй впервые выступает в ночном клубе после выхода из тюрьмы. Или белое платье-декольте, расшитое бриллиантами, в котором Билли исполняет «Strange Fruit» на сцене Earle Theatre в Филадельфии, отвергая запрет и борясь с собственным страхом,ставший самым эффектным нарядом в фильме.
Несмотря на прекрасные слепки эпохи, с фактами картина (основой для ее сценария стала книга британско-швейцарского журналиста Йоханна Хари Chasing The Scream) обращается куда менее вольно, чем многие другие истории о жизни звезд. Большинство эпизодов, воссозданных в фильме — от сцены ареста Билли в гостиничном номере, когда она обнажается перед полицейскими, до ее последних дней в больнице, где ее, умирающую от цирроза, так и не оставляют в покое, – не вымышлены.
Впрочем относиться к новому творению Дэниелса с точки зрения документалистики или выискивать некую режиссерскую подоплеку, глядя на невероятную художественность и кинематографичность каждого кадра кажется и вовсе неразумным.. Правильнее отнестись к нему как к старой, шуршащей на патефоне пластинке с вращающейся на ней великолепной Дэй в блестящем платье перед сверкающим сталью микрофоном и разыгрывающейся вокруг нее жизненной драме... с наркотиками, агентами федерального бюро и даже белоснежными гардениями (всегда приколытами в волосах певицы), с ветвей деревьев которых свисают черные фрукты.. Просто на минутку вслушайтесь в ее голос - вглядитесь в ее выстраданные и ставшие настоящей легендой джаза «Странные плоды», исполненные женщиной мужеству которой рукоплескал стоя самый крупный зал Нью-Йорка, голосу которой до сих пор рукоплещет все человечество.
Аня Саяпина