Каннский фестиваль 2021: 16 главных премьер

    74-й Каннский 

       кинофестиваль  

France, Cannes

Festival de Cannes Awards

Best of the 74th Festival 

The top Films

74-й Каннский кинофестиваль прошел с 6 по 17 июля 2021 года. Председателем жюри стал американский режиссер и сценарист Спайк Ли, который должен был возглавить жюри отмененного 73-го Каннского кинофестиваля в 2020 году. «Золотую пальмовую ветвь» получила французская картина «Титан» Джулии Дюкорно. Приз за лучшую мужскую роль достался Калебу Лэндри Джонсу («Нитрам»), а обладательницей премии за лучшую женскую роль стала норвежская актриса Ренате Реинсве («Худший человек на свете»). В категории «Особый взгляд» победила драма Киры Коваленко «Разжимая кулаки». В официальной программе фестиваля приняли участие более 60 лент, из которых 24 в основном конкурсе. Из всего многообразия редакция Jamsession постаралась выбрать 16 самых интригующих премьер.

    «Титан» / «Titane», Джулия Дюкорно

   В 2016 году Джулия Дюкорно уже получила премию Международная федерация кинопрессы Каннского кинофестиваля за каннибалистический хоррор «Сырое», заставивший обливаться потом даже самых матерых критиков. В этом году она возвращается в основной конкурс с триллером «Титан» с целью добить тех, кто каким-то образом выстоял 5 лет назад. Дюкорно к тому же сделала то, что вообще все студии должны взять на заметку, – выпустила трейлер, по которому вообще невозможно понять, что происходит в фильме. Вместо синопсиса красуется фраза: «Титан – металл с высокой устойчивостью к нагреванию и коррозии, часто используется в медицинских протезах из-за его ярко выраженной биосовместимости». 

 

    «Крестовый поход» / «La croisade», Луи Гаррель

     Пожалуй,  самый  французский  режиссер  Луи  Гаррель  уже  увез  из  Канн «Золотую камеру» — награду за лучший дебют. В этот раз «Крестовый поход» скромно оказался в секции специальных показов — это продолжение его предыдущей картины «Честный человек», в которой сыграли он сам, его жена Летиция Каста и Лили-Роуз Депп. После того как любовный треугольник пал, оставшейся паре предстоит разобраться с ребенком — тот начал таскать дорогие вещи из дома. Фильмы Гарреля стоит ждать и смотреть только ради одного: отношения к жизни, застывшего на экране. Даже самые отчаянные душевные драмы в его оптике не лишены шарма и кокетства.

 

    «Красная ракета» / «Red Rocket», Шон Бейкер

      Главный гуманист независимого кинематографа возвращается на Лазурный берег: предыдущая его картина, трогательная ода детству «Проект “Флорида”», была показана в параллельной программе «Двухнедельник режиссёров», «Красная ракета» попала уже в главный конкурс смотра. Под прицелом постановщика снова люди, оставшиеся на обочине жизни, а вернее, один человек — Майки. После не слишком удачной карьеры в порноиндустрии ему приходится возвращаться в родной город к бывшей жене, чтобы попытаться зажить забытой жизнью. В случае Бейкера не так важны перипетии сюжета: режиссер, как никто другой, умеет любить своих героев во всех безднах, куда их забрасывает судьба.

 

    «Аннетт» / «Annette», Леос Каракс

     Предыдущий фильм французского визионера Леоса Каракса «Корпорация «Святые моторы» был в каннском конкурсе в далеком 2012 году, ничего не выиграл (и это логично, потому что тогда победила «Любовь» Михаэля Ханеке, а такие жемчужины, как Holy Motors не имеют права стоять ниже первого места), но немедленно стал культовым. Теперь Каракс открывает Канны своим англоязычным дебютом, мюзиклом о стендап-комике и его жене-певице с Адамом Драйвером и Марион Котийяр в главных ролях.

 

    «Все прошло хорошо» / «Tout S`est Boen Passe», Франсуа Озон

     Франсуа Озон привезет на Лазурный берег адаптацию новеллы Эммануэль Бернхайм «Все прошло хорошо». Писательница несколько раз сотрудничала с Озоном, работала над сценариями для его фильмов «Бассейн» и «5х2», четыре года назад она ушла из жизни. Сюжет «Все прошло хорошо» связан со смертью, это история о дочери пожилого отца, который пережил инсульт, пришел в себя и попросил героиню помочь ему умереть. В главной роли Софи Марсо, которая несколько раз отказывалась от сотрудничества с Озоном, но, наконец, согласилась.

 

    «Разжимая кулаки», Кира Коваленко

    Фильм «Разжимая кулаки» Киры Коваленко выиграл главный приз программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. Действие фильма «Разжимая кулаки» происходит в небольшом североосетинском городке Мизур, куда после трагических событий перевез свою семью Заур. Сыновей и дочь он воспитывает строго, не зная границ между отцовской заботой и гиперопекой. Разомкнуть крепкие отцовские объятия, чтобы наконец начать самостоятельную жизнь, оказывается сложнее, чем предполагалось.

    «Французский вестник» / «The French Dispatch», Уэс Андерсон

   Главный американец в нынешнем  каннском  конкурсе, неоднократный номинант на Оскар и обладатель нескольких Серебряных медведей Берлинале, Уэс Андерсон был на Лазурном берегу в основной программе в 2012 году с «Королевством полной луны». Сложно устоять перед главным лекарем наших измученных пандемией душ: кукольник и волшебник Уэс Андерсон снова создает очередной мирок, теперь вокруг парижского отделения американской газеты «Либерти. Канзас ивнинг сан». В меню все как обычно: симметрия, выверенная палитра, целое созвездие артистов — от Тильды Суинтон до Сирши Ронан, от Тимоти Шаламе до Эдварда Нортона, — только успевай считать. Речь пойдет о революциях, бунтарстве молодой крови, об искусстве и прессе, которая стремится быть всегда на передовой событий. Как бы то ни было, от Уэса можно смело ожидать упоительного приключения, приправленного бескомпромиссным человеколюбием.

 

    «После Янга» / «After Yang», Когонада 

     Научная фантастика о мире, в котором андроидов покупают в семьи в качестве нянек. Один такой андроид впал в цифровую кому, а привязавшиеся к нему отец и дочь, с которыми он жил, пытаются его спасти. В главных ролях Колин Фаррелл, Джоди Тернер-Смит (которая только что сыграла Анну Болейн в одноименном сериале), а также Джастин Мин («Академия «Амбрелла») в роли андроида. В основе - рассказ Александра Вайнштейна из книги «Дети нового мира», вошедшей в сотню лучших книг 2016 года по версии The New York Times.

 

    «Нитрам» / «Nitram», Джастин Курзель 

     Австралиец Джастин Курзель – еще один частый гость Каннского фестиваля: за дебютный фильм «Снежный город» он получил приз ассоциации кинокритиков, а «Макбет» был показан уже в конкурсе. Впрочем, особый интерес к своему авторскому почерку он пробудил скорее прошлогодней «Подлинной историей банды Келли» — исследованием маскулиности в ярких и тревожных декорациях неовестерна. В «Нитраме» (это имя главного героя) Курзель снова возвращается к родной земле в Австралии, но во времена не столь отдаленные — в середину 90-х. Судя по синопсису, фильм будет ближе по духу к дебюту, где режиссер подробно следил за изобретением жестокости и обратной стороной силы. Но нашлось место и романтике — Нитрам влюбляется, и именно исчезновение дамы сердца пробуждает его скрытую сущность.

 

    «Тихий омут» / «Stillwater», Том МакКарти

  Режиссер Том МакКарти («В центре внимания») снял триллер об отчаянном Мэтте Дэймоне, который отправляется во Францию, чтобы вытащить свою дочь из тюрьмы по обвинению в убийстве. Отец сталкивается с культурными, языковыми и правовыми барьерами, но не оставляет попыток вызволить дочь, не признающую себя виновной.

 

    «День флага» / «Flag Day», Шон Пенн

  Один из американских участников каннской программы, фильм-адаптация мемуаров дочери знаменитого преступника, грабителя банков и фальшивомонетчика Джона Фогеля, лично нарисовавшего купюр на общую сумму почти в 20 млн. долларов, бежавшего после освобождения под залог и покончившего с собой, лишь бы не попасть в руки полиции (такова официальная версия). Кроме истории привлекателен и своим актерским составом: Джош Бролин, Эдди Марсан, а также Шон Пенн, который сам играет знаменитого преступника. Дилан Пенн играет его дочь Дженнифер, которая и написала мемуары.

 

    «The Velvet Undeground», Тодд Хейнс 

   Британский режиссер Тодд Хэйнс сумел снять несколько отличных байопиков о музыкантах, отличающихся не банальным википедийным рассказом о житье-бытье великих людей, а совершенно уникальным творческим подходом, связывающим кино, музыку и личность героя в единое целостное произведение. Интересных историй у The Velvet Underground больше, чем альбомов, – начиная с амфетаминовых 60-х, плавно переходя от авангарда и нойз-рока к мелодичным трекам в 70- х и заканчивая успешными сольными карьерами после 80-х.

 

    «Петровы в гриппе», Кирилл Серебренников

   Фильм Кирилла Серебренникова снова в основном конкурсе Канн. К сожалению, сам режиссер, скорее всего, смотр не посетит из-за условного срока, вынесенного ему в 2020 году. Экранизация романа уральского писателя Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» рассказывает об обычной российской семье: Петров-старший работает автослесарем, Нурлыниса Петрова – библиотекаршей, их сын живет отдельно. Когда вся семья заболевает гриппом, в их жизни стирается грань между реальностью и гриппозной галлюцинацией. С Петровыми начинают происходить совершенно немыслимые в повседневной жизни вещи.

 

    «Джейн глазами Шарлотты» / «Jane par Charlotte», Шарлотта Генсбур

    Шарлотта Генсбур, дочь Сержа Генсбура и Джейн Биркин, певица, актриса, обладательница премий Сезар и актерской награды Канн, теперь пробует себя и в режиссуре. «Джейн глазами Шарлотты» — документальный фильм о ее легендарной матери, французской актрисе, благодаря которой Шарлотта в 13 лет оказалась в киноиндустрии. Фильм анонсируется как семейный кинопроект, в ходе которого три года дочь с камерой в руках сопровождала свою мать в ее путешествиях, концертах и интервью. Фильм, который по признанию самой Биркин, укрепил ее связь с Шарлоттой.

 

    «Вихрь» / «Vortex», Гаспар Ноэ 

     Провокационный и внезапный Гаспар Ноэ в седьмой раз возвращается на Лазурный берег со своим очередным сюрпризом - документальным фильмом о жизни пожилой пары, а также что Ноэ очень торопился закончить его к фестивалю — «Вихрь» был анонсирован как дополнение к программе лишь 10 июня с коротким слоганом «Жизнь — это короткая вечеринка, о которой скоро забудут».

 

    «Материнское воскресенье» / «Mothering Sunday» Ева Хассон

   Британская драма от создательницы «Девушек солнца» Евы Хассон, экранизация бестселлера букеровского лауреата Грэма Свифта. История из жизни Великобритании 20-х годов прошлого века, о молодой горничной, ее хозяевах, сыне соседей ее хозяев, любви и пробуждении. С превосходным набором больших актеров в титрах — Одесса Янг, Оливия Колман, Колин Ферт, Джош О´­Коннор, Гленда Джексон.