Трудно, практически невозможно, поверить, что молодой 20-летний юноша с ограниченными финансовыми возможностями может снять фильм, который получит невероятное для дебюта количество призов на ведущих мировых кинофестивалях, в том числе на «Двухнедельнике режиссеров» в Каннах и выдвижение на «Оскар» от Канады.
Мы привыкли думать, что молодой значит неопытный, да и вообще - режиссер не может быть таким юным. Ксавье Долан-Тадрос ломает этот стереотип. Его пример показывает, что талант не зависит от возраста и профессионализма. Он либо есть, либо его нет. А его дебютная работа «Я убил свою маму» - лучшее тому подтверждение.
В кадре история непростых семейных отношений. Юбер (Ксавье Долан) - 16-летний юноша, тонкая и чувствительная натура, балансирующая на грани взрослой жизни и юношеского максимализма. Его мать Шанталь (Анн Дорваль) – напротив, женщина бальзаковского возраста с довольно провинциальным вкусом. Примитивная картина с тиграми и абажур вторящей «звериной» расцветки - лучшее подтверждение того, что эта женщина вряд ли сможет понять своего сына. Сына, который, как оказывается позже не только подающий надежды писатель и художник, но еще и гей. Полтора часа пока идет фильм, они показывают свою любовь и ненависть друг к другу (эти чувства, впрочем, равны): кричат, бьют посуду, отстаивают свои права и независимость, доводят друг друга до слез и сами плачут, доказывая, что любовь в их сердцах еще жива. В целом – еще одна вариация на вечную тему отношений между родителями и детьми.
Всероссийская премьера фильма «Я убил свою маму» состоялась в рамках МКФ «Завтра /2morrow». Зал был переполнен, пришлось подставить дополнительные стулья, а некоторые даже сидели на ступеньках. На сцену вышла Кэрол Монделло – продюсер картины, она рассказала непростую историю о трудностях финансирования и невероятном потенциале 20-летнего Ксавье. Свет погас и все полтора часа, пока длился фильм, зрители жили вместе с героями: смеялись, аплодировали. Некоторые даже плакали.
После сеанса две молодые девушки (видимо из тех, кто любит во всем выискивать глубинный смысл) наперебой осуждали режиссера, доказывая, что фильм не что иной, как ремейк дебютной работы Франсуа Трюффо «400 ударов».
На самом деле, цитаты из «великих» видны в фильме невооруженным глазом. Да и сам Ксавье Долан этого не скрывает. История с вымышленной смертью родителей и интернат, в духе тех же «400 ударов». Длинный монолог Анн Дорваль, обращенный к директору интерната, в стиле Педро Альмодовара. Хотя в этом потоке слов на грани истерики вся героиня: много страдавшая и одинокая женщина, которая любит сына и пытается быть хорошей матерью. И как доказательство ее любви - идиллические кадры-воспоминания их совместной жизни в загородном домике. Яркие, кричащие цвета тоже напоминают об Альмодоваре. Плюс нескрываемая любовь к Вонгу Кар-Ваю и Франсуа Озону. Но цитирование в этом фильме выглядит по-детски мило и невинно: как будто маленькая девочка примеряет любимые мамины туфли и красит губы ее помадой. Такая своеобразная форма акселерации: будто бы Ксавье стыдно за свои 20, и он пытается скрыть их за маской краденого профессионализма.
Но, несмотря на цитаты «великих», фильм Долана воспринимается как что-то необыкновенно новое и свежее. Возможно, благодаря его молодости. Возможно, благодаря буйству ярких красок. Чего только стоит сцена, где Юбер с другом практикуются в дроппинге, особой технике живописи! Причем, балансируя на грани пошлости и вульгарности, режиссеру удается соблюсти гармонию и не переступить эту тонкую черту, за которой все теряет свою привлекательность. Даже невероятно модная сейчас тема гомосексуальных отношений приобретает свежее звучание. Наверное, потому, что гомосексуализм в фильме предстает не объектом исследования, а данностью, которую просто нужно принять, а не разводить споры на тему «хорошо это или плохо».
Не менее важную роль в фильме играет и музыка. Она передает нюансы чувств героев, живет с ними. Так же как и яркие краски, как неподдельные переживания героев, она вселяет надежду, заставляет нас верить, что примирение вполне реально, что настоящая любовь может подсказать путь от сердца к сердцу, тем более между такими близкими людьми, как мать и сын.
В целом фильм «Я убил свою маму» не претендует на глубокое переосмысление поднятых вопросов, он не заставляет нас задумываться. Разрешения конфликта - банальнее некуда, проблема - вечная как мир. Но благодаря своей невероятной свежести, фильм притягивает. Он апеллирует к нашим чувствам и эмоциям. Пытается своей яркостью, звуками, монтажом, игрой актеров и атмосферой вспороть железную оболочку нашей повседневной черствости, заставить нас сопереживать, чувствовать. Над фильмом не нужно думать, искать какой-то глубинный смысл и пытаться разгадать символику. И читать про него тоже не надо. Его нужно видеть.
Елена Ищенко