Слушая кино

Не успел еще пройти в прокате фильм «Нью-Йорк, я люблю тебя!», как уже появился вторящий ему «Мир, я люблю тебя!». Хотя такому громкому, можно даже сказать, итоговому названию он обязан российским прокатчикам. Наверное, они решили дать, помня об успехе у зрителей картин о Париже  и Токио, и этому фильму заглавие по аналогии. Оригинальное же название «Universalove» переводится как «всеобщая, всемирная любовь», что гораздо лучше раскрывает содержание картины.

    Вообще, мировой кинематограф переживает сейчас настоящий бум, связанный с киноальманахами. Сборники киноновелл, объединенных общей темой, сейчас невероятно популярны и выходят на экраны с завидной регулярностью. Появились они еще  в 60-х годах прошлого столетия, а уже в начале нового Вим Вендерсрешил возродить эту идею, собрав едва ли не самых талантливых режиссеров современности. В итоге получились две картины «На десять минут старше: Труба» и «На десять минут старше: Виолончель». Своим проектом Вендерс еще раз доказал, что все новое – это хорошо забытое старое: киноальманахи сейчас кажутся по-настоящему свежей находкой.


    Но  фильм  «Мир, я  тебя  люблю!» до гордого звания киноальманаха явно не дотягивает. Хотя бы потому, что над ним работал всего один режиссер – Томас Вошитц. А действие разворачивается сразу в шести городах: в Марселе, Токио, Рио-де-Жанейро, Белграде, Бруклине и Люксембурге. В каждом из них свои герои со странностями и причудами. Порядком приевшийся сюжет о безумной любви француженки к арабу. Апатичная любовь вялого японца к героине home-видео, а по совместительству официантке в дешевом ресторанчике. Бразильские мыльные оперы. История сотрудницы свадебного салона, которая вот уже 15 лет никак не может надеть подвенечное платье на правах невесты. И, конечно же, не обошлось без однополой любви.


    Все  эти  истории  причудливым  образом  смешиваются, но  главное,  что их объединяет – это безудержное стремление героев любить. Настоящая любовь не имеет границ, она беспредельна и абсолютна, не зависит от национальности и, несмотря на языковые различия, понятна в любом уголке нашей планеты. Именно эту идею хотел донести режиссер до своего зрителя. Но, увы, несмотря на все усилия, ему это так и не удалось.


    Во-первых, фильм начисто  лишен  гармонии.  Все  истории,  нарезанные  на  мелкие  куски  и  перемешанные,  кажутся  бессвязными. Они начисто лишены и внутреннего единства. Без завязки, без кульминации. Без смысла. Да и сама любовь выглядит уж больно ненастоящей. Особенно люксембургская история на тенденциозную тему гомосексуальных отношений. 

 

    Что касается фона, то гордое определение «мир», ему точно не подходит. Создается впечатление, что действие происходит не в разных концах света, а в одном-единственном сером городке, только в разное время суток. Да еще герои говорят на разных языках. В остальном – никакой атмосферы тех мест, где снимались новеллы. Вообще непонятно, зачем нужно было тратиться, преодолевать огромные расстояния, когда нужный пейзаж можно найти на любой соседней улице. И, пожалуй, только Рио-де-Жанейро выглядит единственным ярким пятном желтых брюк главной героини на серой и неприветливой карте мира. Остальные города с ночными улицами,  желтым светом фонарей и одинаковыми домами кажутся враждебными и абсолютно чуждыми такому светлому чувству, как любовь. Создается ощущение безнадежности, которое еще больше усугубляется музыкой австрийской трип-хоп-группыNaked Lunch.

 

    Но музыке в фильме отведено совершенно особое место. Сам режиссер определил жанр картины как мюзикл, даже больше, чем мюзикл. Вошитц говорил, что «для проката было бы оптимально, если бы группа выступала живьем во время показа картины на экране». Правда, группа одна, а кинозалов по всему миру множество, поэтому зрителям придется довольствоваться звучанием из колонок. Но, несмотря на это, музыка не теряет своего значения. Грустные и меланхоличные мотивы Naked Lunch – тем не менее лучшее, что есть в фильме. Темные, ночные, они идеально подходят под манеру съемки и под видеоряд, но… противоречат идее режиссера. Слишком уж безнадежна эта музыка, слишком печальна, чтобы говорить о светлой и безграничной, «всеобщей любви». 

 

    В итоге такого альянса режиссера и музыкантов получился даже не мюзикл, и уж тем более не киноальманах, а полуторачасовой видеоклип. Фильм, который нужно слушать, а не смотреть. На экране с невероятной быстротой меняются герои, страны, города, они любят, изводят себя ревностью, находят друг друга, куда-то спешат…  А над ними, где-то на высоте гениальности, звучат Naked Lunch. 

 

Елена Ищенко