Каждый сходит с ума по-своему

Вам когда-нибудь казалось, что за вами следят? Вы доводили себя до истощения, думая о собственном несовершенстве? А может, боялись, что ваши усилия будут не нужными? Пространством, где о любых своих страхах разрешено говорить без страха оказаться непонятым - стал музей Вадима Сидура (филиал Московского музея современного искусства). Двадцать молодых художников на выставке «Это сводит меня с ума» выходят из личной зоны комфорта и рассказывают о том, что же выбивает из колеи людей сегодня, как пережить беспокойство и превратить его во что-то значимое. Куратор Мария Ada Иванова составила энциклопедию тревоги – от бытовых ситуаций, вызывающих обыденное раздражение, до действительно сложных случаев, на грани депрессии и даже безумия.

    Беспокойные мысли воплощены в скульптурах, видеоарте, живописи и фотографии. Одна из самых запоминающихся серий - «Perfection» Евгении Стрыгиной состоит из 36 фотофрагментов, на которых зафиксировано одно и то же место, но с разницей в несколько секунд. Один и тот же ракурс, свет, цвет. Картинки, кажется, ничем не отличаются. Но они разные. Не для зрителя - для фотографа. Этот проект - разговор о внутреннем художественном занудстве и навязчивом перфекционизме. Только художник, который сделал сотню одинаковых картинок, пересматривая их поймет, что одна из них идеальная, а все остальные - гораздо слабее, что всего одна деталь способна разрушить гармонию и довести перфекциониста до нервного срыва. Условия выбора неизвестны зрителю: какое фото является единственно правильным и лучшим выбором, для чего оно выбирается, каковы критерии отбора? Тем не менее, посетители выставки с интересом вовлекаются в эту игру и стараются найти свой идеальный кадр.

 

    Интересно, что с темой «идеального» Евгения Стрыгина работает давно, но на этой выставке впервые - в откровенно не свойственной себе манере, на порядок сильнее и концептуально глубже. Если раньше работы художницы отличались внешним, нарочито показательным совершенством, отсутствием изъянов, то здесь она демонстрирует закулисье рабочего процесса, всю подноготную, которая обычно спрятана от посторонних глаз. Без ретуши, без желания приукрасить реальность, искренне и честно. Такое доверие зрителю и сознательно выбранная абсолютная беззащитность перед критикой - важный шаг в творческом пути.

 

    Внимания заслуживает работа Александра Соколова «Домоклов меч» - это подвешенный в воздухе объект, открывающий экспозицию, встав под которым каждый посетитель может испытать чувство тревоги. Фотоинсталляция «Что-то не так с этим кроликом» от Кати Жингель рассказывает историю одного преследования, где агрессор и жертва меняются местами. Саша Госмант и ее «Это могло быть…» – приглашает зрителя к взаимодействию. Картинки, экспонируемые на планшете, не загрузятся никогда, но несколько секунд зрители привычно ждут, когда кадр станет четким.

 

    При всей своей эмоциональности и концентрации на негативном, серьезности и даже мрачности работ, выставка не оставляет ощущения подавленности и безысходности. Напротив, травматичный опыт художников преобразовывается в творческое высказывание, формируя позитивную тональность, становясь для авторов и зрителей своего рода терапией. Наблюдать за процессом может быть не только интересно, но и полезно – выставка скорее не о сложностях, а о борьбе и о победе над ними.

 

 

Маргарита Хачатрян