«Павильон Армиды/Весна Священная» или «Нижинский. Эпилог»

«Павильон Армиды»

  Н. Черепнин

 

  Wiener Staatsoper 

 

   Балетмейстер Джон Ноймайер

  Дирижер Михаэль Бодер

Джон Ноймайер, директор и главный балетмейстер Гамбургского балета, представляет в Венской государственной опере вечер из двух балетов в честь гениального танцовщика Вацлава Нижинского.

      В 1907 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге Нижинский танцевал в оригинальной версии балета «Павильон Армиды» Михаила Фокина на музыку Николая Черепнина. Именно этот балет открыл первый сезон «Русских балетов» Сергея Дягилева с Нижинским в качестве главного танцора в театре Шатле, в Париже, в 1909 году.

 

      Балет в хореографии Ноймайера, премьера которого с успехом прошла в Гамбурге 28 июня 2009 года, входит в число мероприятий, приуроченных к 100-летию «Русских балетов». В постановке Джона Ноймайера либретто Александра Бенуа переплетается с эпизодами из жизни самого Нижинского – периодом, когда он находился в санатории Бельвю в Швейцарии. В драматическом действии объединяются фантазии и реальность: Нижинский, терзаемый горечью сомнений и разочарований, интерпретирует историю в собственном видении жизни.

 

      Второй балет ‘Le Sacre du printemps’ является переосмыслением «Весны священной» Игоря Стравинского. Впервые балет был исполнен в рамках «Русских балетов» в Париже в Théâtre des Champs-Élysées в 1913 году. Это одна из самых зна́ковых работ в истории мирового танца, где Нижинский выступил в роли хореографа. Он решительно смёл все существующие каноны балета, сменив трепетное отношение к классическому танцу на топот неистовых ритуальных плясок древних язычников.

 

     Балет «Весна священная» был создан Джоном Ноймайером для балетной труппы Франкфурта в 1972 году и исполнен 25 ноября того же года. Чтобы добиться бо́льшей интенсивности и приблизиться к оригинальной идее произведения, балетмейстер заменил яркие «рериховские» платья и рубахи на костюмы телесного цвета. Таким образом Ноймайер создал балет вне времени, вне границ земного пространства, где выдвинул на первый план психическое потрясение девушки-жертвы, выбранной старейшинами. В ее танце изливается страх, исступление и колоссальная сила веры. Она избрана призывать силы природы до последнего вздоха.