Живые лица: на Маске без масок

Нельзя не согласиться с мнением авторитетного журнала «Афиша», что фестиваль Goldenmask.club, сделанный как музыкальное приложение к театральному фестивалю «Золотая маска», - это своеобразная история про двух «продюсеров-идеалистов» Александра Чепарухина и Эдуарда Боякова. Проект, осуществляемый второй год подряд, собирает музыкантов – друзей Александра и Эдуарда. Но объединяет всех не только дружба – международный уровень и связанность большинства с этникой.

Джеффри Ориема, открывший фестиваль 29 марта, а затем выступивший еще раз в день Ольги Арефьевой, – музыкант, восхитительный в своей томной африканской лиричности и в свободе передвижения тела и голоса в пространстве. Житель Франции, рожденный в Уганде и впитавший в себя все ее солнце, ее корневую культуру. Он до предела естественен – и в то же время нельзя сказать, что в его выступлении нет шоу. Просто сценическое поведение Джеффри не отделяет от него его зрителей, а поднимает их до уровня сцены. Жаль, что в Театральном центре «На Страстном» практически невозможно танцевать – из-за уютности зала и столиков, за которыми сидят зрители. Некуда выплеснуть радость от того, что теперь-то, наконец, стало понятно, где корни реггей. Ведь даже влияния западного рока, блюзовый элемент (губная гармошка), гитарные наигрыши в стиле «фламенко» не заслоняют главного – проникновенных корневых интонаций, которые в огромной куче малоизвестных регги-команд не найти днем с огнем.

Никак, в общем-то, не относящимися к этно-музыке были выступления музыкантов из Западной Европы: легкой фанк-команды Triband из Германии (30 марта) и интересного объединения Tuner, «лицо» которого – австрийская вокалистка Sirenee (7 апреля). Музыку, звучащую вполне в традициях немецкой электроники, создают два гитариста – из Польши и Германии – и барабанщик King Crimson Пат Мастелотто. Они же управляют двумя ноутами с электронными звучками. Sirenee, кроме того что поет, издает самые разные безумно-животные крико-шепоты, гораздо более смелые и альтернативные, чем у Бьорк, и поэтому порой отталкивающие – до желания выйти из зала, особенно когда с этих звуков в тишине начинается выступление проекта. Девушка, кроме того, является автором собственных костюмов, пирсинга собственного языка, видеосъемок пирсинга собственного языка и прочих съемок, которые демонстрируются на экране во время ее перформанса.

Минск, Варшава, Петрозаводск, Москва – география расселения «наших», славянских музыкантов. Способ «творения» – смешение этнического музыкального компонента с одним наиболее ярко выраженным направлением современной музыки. Хотя у всех это получается, можно поспорить, на уровне инстинктивном.

Белорусская «Троица», выступавшая на фестивале и в прошлом году (в этом году – 30 марта), звучит не только на европейском уровне, но и очень по-европейски, хоть и использует при создании своих композиций национальный фольклор и массу народных струнных, духовых, перкуссий.

Европейскость звучания обеспечивает гранжевая гитара Юрия Дмитриева, альтернативный бит Юрия Павловского, появляющиеся кантри-мотивы. Да и «элтоновские» черные очки на вокалисте Иване Кирчуке, наверное, неспроста, и слоги он выпевает с каким-то нездешним акцентом. Горловой элемент в его пении утрируется тоже не очень традиционно, зато завораживающе. Совсем не так, хотя похоже, звучит вокал у группы «Нагуаль», земляков «Троицы», постоянно дающих концерты в московских клубах и любимых «жителями» «Пустых холмов» - ежегодного летнего фестиваля в Тарусе. Может быть, именно «Троице» не очень успешно подражают молодые музыканты? В таком случае жаль, что оригинал так редко можно услышать в Москве.

Еще одни наши соседи, Kapela ze vsi Warszawa (Warsaw Village Band) из Польши, были приглашены на фестиваль и выступали 8 апреля как почетные гости – у них и BBC World Music Awards (за 2004 год), и по 150 концертов в год по всему миру.

Они звучат по-весеннему свежо и чисто – традиционные ударные, две скрипки, контрабас, ксилофон и три мощных женских голоса. Они идеально сыгранны. В их музыке прекрасно слышен характер польской народной музыки, хотя струнные «Капеллы из деревни Варшава» вытворяют настоящий хард-кор, иногда напоминающий группу Apocalyptica. Пока мне не удалось выяснить, не они ли делали саундтрек к историческому польскому блокбастеру «Огнем и мечом», но в их музыке слышен тот же характер восприятия – взгляда современных поляков в глубь истории.

…То ли Бояков, то ли Чепарухин назвал Ольгу Арефьеву, выступавшую 31 марта, великой русской певицей. И это единственно возможная правда, и об этом говорит тот факт, что уместить ее музыку в рамки направлений невозможно. 

Любая песня, которую поет Ольга, становится ее песней. То же случилось и с русскими фольклорными, которые стали основой новой программы, созданной Арефьевой и ее музыкантами. Народная кукушечка в устах певицы превратилась в белого голубочка. Но главное – народный дух – остался нетронутым. На сцене Театрального центра появились постоянные участники проектов Арефьевой – виолончелист Петр Акимов, перкуссионист Михаил Смирнов, пианист Сергей Перминов, а также гитарист Карен Арутюнян (группа «Дети Picasso»), певица Юлия Теуникова и басист King Crimson Тони Левин, который, по собственному признанию, всю ночь накануне концерта слушал песню О.А. «Глюкоза». Достойное и заслуженное место в программе заняли два приглашенных фольклорных ансамбля – «Белосвет» и легендарный уже «Казачий круг» - точнее, несколько старейших участников разрозненного ныне коллектива. Радостно от того, что к их выступлениям «под маркой» Арефьевой приобщились ее многочисленные поклонники (вряд ли кто-то другой собрал больше народу в остальные дни фестиваля). Может быть, «За горами за долами», «Бела рыба» и «Казачки вы, казачки», которые поются многими фольклорными ансамблями, станут когда-нибудь всеобщими хитами, как какие-нибудь кельтские мотивы? Мечты, мечты…

1 и 6 апреля на сцене Театрального центра появились самые фольклорные и созвучные между собой команды – москвичи Farlanders в новом составе и «Ва-Та-Га»из Петрозаводска.

В прошлом году Farlanders, где поет и играет на духовых Сергей Старостин, выступали в Goldenmask.club еще с Инной Желанной. Теперь на ее месте – сестры Краснопевцевы, Таисия и Ольга, настоящие фольклорные голосищи. На духовых, кроме Старостина, играет Сергей Клевенский – и на жалейке, и на волынке, и на всяких маленьких дудочках. Ритмы – и джазовые, и роковые, песни – исконный фольклор, а в итоге – свободная, одновременно и серьезная, и психологически легкая музыка – этно-рок. Карельские исполнители этно-эмбиента, использующие в своем творчестве северную традицию, делают музыку, по сути, с помощью тех же приемов и по тем же алгоритмам, что и Старостин, если не считать того, что подложка у музыки – электронная, эмбиентная.

Даже тембр голоса вокалиста «Ва-Та-Ги» Александра Леонова напоминает старостинский. Но не хватает в них крови, завершенности каждой композиции и какой-то, пусть и сложной, простоты, которая придает музыке настоящую изысканность. Поэтому не очень обоснованным кажется мнение Эдуарда Боякова, что именно «Ва-Та-Га» может представить тот сектор популярной музыки, которого у нас еще нет по сути – русской фолк-музыки. Мне кажется, что гораздо уютнее в нем себя будут чувствовать Farlanders.

 

Ну а пока фестиваль не завершен – впереди «русский танцпол» Сергея Старостина, гости из Нью-Йорка и пакистанские Fun-Da-Mental. И после фестиваля время продолжит расставлять все по местам.

 

Автор: Ирина Шувалова