Всего 3 года назад творчество «Мельницы» было в некотором роде безупречно – это была игра на пределе сил и возможностей коллектива. В каждой записи слышно, как старается Хелависа извлечь из своего голоса больше, чем можно. И, что самое удивительное, извлекала. Ее пение было вдохновенным, искренним. И нельзя было упрекнуть группу в нерадивости или неискренности. А недавно у музыкантов вышел новый альбом под названием «Дикие травы», и появилась возможность сравнить, что было и что стало.
Обычно группа играет в жанре нео-фолк-рок, но на новой пластинке музыканты решили поэкспериментировать со стилем. В прежних альбомах основными инструментами были флейта, арфа и духовые, и от этого музыка была больше в этно стилистике. А этим альбомом «Мельница» как бы говорит, что фолк – это конечно, хорошо, но мы теперь больше рок. И в подтверждение выводит почти в каждой песне сильные гитарные или барабанные сеты. Также в альбоме слышны джазовые мотивы («А если бы он», «Ведьма»). Подобное жанровое разнообразие даже полезно, потому что позволяет найти новое звучание, новые акценты, новые мелодии и идеи. Но, поменяв направление, «Мельница» не смогла найти ничего нового. Более того, в таком стилистическом разнотравье группа потеряла изюминку. Из песни в песню музыка меняется, по сути, оставаясь одинаковой. Распыляясь на многое, они, в итоге, не смогли ни одну тему разработать так, чтобы она запомнилась. Да, аранжировка лучше, инструментов больше, но это не спасает. Уйдя от старого, но, так и не придя к новому, «Мельница» потерялась где-то в пути, на переправе.
Кроме того, на пластинке музыка плохо сведена с голосом: создается впечатление, что солистка пытается перекричать окружающие ее звуки. Музыкальное сопровождение становится главным и перетягивает все внимание на себя. Для равновесия к такой музыке надо гораздо сильнее голос, сильнее лирику, больше душевности. Но этого сделать не получилось, и вокал с лирикой кажутся бледнее и слабее. Откровенно хуже. И, видимо, беременность, роды, путешествия и какая-то усталость от музыкальной деятельности (бесконечные гастроли и некоторая борьба за музыкальное выживание) сделали свое дело – Хелависа не старается, как прежде, извлечь из голоса больше, чем обычно. Не старается вложить душу в песни. Она просто их поет. Это стало обыденностью, рутинной работой. Да, бывают красивые, правильные партии, но они бездушны. В них нет чувства. И, наверно, поэтому прослушивание точно так же не вызывает каких-либо сильных чувств, кроме, разве что, разочарования. На одном из концертов у меня мурашки по всему телу бегали, когда Хелависа пела со сцены «Встречай своих воинов», вскидывая руки. Да и до сих пор бегают, как вспомню. От нового альбома таких ощущений, увы, нет. А получается как в «Опасном лете» – аранжировка хорошая, мотив хорош, а голоса местами не хватает. Она даже местами и не поет, а почти говорит. Или голос просто срывается. Так банально и так обидно. В этом смысле группа перестала быть безупречной.
Бэк-вокал в композициях «Шаман» и «А если бы он» также оставляет желать лучшего. Главный его недостаток - академичность и напряженность. Девушки стараются вывести свои партии максимально правильно, а о том, что надо чувства и душу в песни вкладывать несколько забывают. На старых альбомах лирика была более цельной - можно было проследить целую историю в стихах, - да и рифма более неожиданная была. На новом альбоме в этом смысле слишком много банальностей: «черты»-«ты», «морю»-«волю», «свечи»-«плечи»-«речи». Некоторые песни вообще непонятны без комментариев; они представляют собой просто набор слов, символов и образов, никак не связанных вместе. И эти разрозненные образы не получается собрать в одну картину, в одну историю. Из-за этого смысл целых песен ускользает. Новая версия «Княже», правда, очень понравилась. Но только до тех пор, пока не стало понятно, что это, выражаясь политкорректно, переработка мирового культурного наследия, а, проще сказать, плагиат. Где-то посередине гитарные переходы до боли напомнили одну известную песню, а именно The Beatles «While my guitar gently weeps». Гитарная партия практически один в один. Это стало самым большим разочарованием альбома. У группы должен быть действительно серьезный кризис идей, чтобы позволять себе такое.
В целом «Дикие травы» напомнили старую байку: «вначале я играл просто и плохо, потом сложно и плохо, потом сложно и хорошо, и, наконец, просто и хорошо». У «Мельницы» сейчас, видно, период «сложно и плохо». Будем надеяться, что он пройдет, и группа все же сможет найти дорогу к «сложно и хорошо». А пока коллектив потерялся в пути, уйдя от старого и не найдя идей в новом. Конечно, можно продолжать по инерции восхищаться уникальностью группы, но стоит понять, что с увеличением количества поп- и рок- элементов, своеобразие «Мельницы» падает так же стремительно, как мировая экономика.
Юлия Разумова