Вокалистка Кассандра Уилсон (Cassandra Wilson) выступила в московском Доме музыки накануне релиза нового альбома Another Country. В своем творчестве Кассандра постоянно пробует новые музыкальные территории, подчиняя все разнообразие жанров собственной индивидуальности. В ее активе кавер-версии популярных певцов (от эстрады Стинга до кантри Хэнка Уильямса), оригинальные аранжировки джазовых пьес (для альбома-трибьюта Traveling Miles она написала собственные тексты к нескольким инструментальным композициям из репертуара трубача Майлза Дэвиса), работа с хип-хоп сэмплами и исконный блюз из Дельты реки Миссисиппи. В ее проектах с радостью принимают участие известные музыканты, широко известные каждый в своем узком кругу – и она щедро дает им свободу проявить себя.
Московский концерт открывала инструментальная баллада The Secret Life of Plants с вышедшего накануне дебютного сольника Грегуара Марэ(Gregoire Maret). Швейцарский исполнитель на хроматической губной гармонике, давно сотрудничающий с Уилсон, знаком российской публике в первую очередь по участию в проектах фанкового бас-гитариста Маркуса Миллера. В этот вечер он неоднократно проявил себя очень темпераментным и эмоциональным солистом, всякий раз медленно продвигаясь к центру сцены на согнутых ногах, приседая все ниже, что довольно комично контрастировало с его строгим костюмом. Не считая прибавления Марэ в качестве единственного духового инструмента, ансамбль Кассандры не сильно изменился с записи предыдущего, как раз-таки блюзового альбома Silver Pony. Гитарист Марвин Сьюэлл (Marvin Sewell) показал блестящее владение слайдом в песне Чарли Паттона Saddle Up My Pony – это был, пожалуй, один из самых задорных номеров концерта. Место пианиста в составе занял второй гитарист, тоже давний партнер Кассандры,Брендон Росс (Brandon Ross) с живописными афрокосичками, чередовавший бескорпусную электрогитару и акустику с нейлоновыми струнами, на которой выдавал то строгую классику, то виртуозное фламенко. Басист Реджиналд Вил (Reginald Veal), много сотрудничавший с трубачом Уинтоном Марсалисом и другими звездами традиционного джаза, одинаково силен как на бас-гитаре, так и на акустическом контрабасе. Молодой ударник Джон Дэвис (John Davis) успешно заменяет на гастролях Херлина Райли (Herlin Riley), известного по работе в ансамблях того же Марсалиса и пианиста Ахмада Джамаля.
Но главное действующее лицо представления — голос Кассандры, приглушенный, проникновенный и вкрадчивый, словно она не выступает перед заполненным залом в чужом городе, а рассказывает ребенку сказку на ночь в домашнем уюте спальни. Она поет без высоких нот или скоростного скэта, скорее в духе Билли Холидэй, нежели Эллы Фитцджеральд, рассказывая понятные каждому слушателю вечные истории о том, как хрупок мир и мы в нем (знаменитая Fragile Стинга), о мечтах встретить того самого единственного (The Man I Love Джорджа Гершвина) и о том, как любимый человек олицетворяет собой весь мир — построенная на трех гипнотизирующих низких нотах спиритическая даунтемпо-баллада The Chosen с альбома басистки Мешелл Ндегеочелло (Me'Shell NdegéOcello) Dance of the Infidel. Репертуар Уилсон в этот вечер вообще почти целиком балладный, хотя St. James Infirmaryзвучит в неожиданно жизнеутверждающей аранжировке. С другой стороны, так и должно быть: жизнь продолжается несмотря ни на что, и когда я умру, я хочу веселые и нарядные похороны.
Тем временем в руках Уилсон появляется в тон красному платью блестящий стратокастер — мечта несметного количества молодых девушек, включая дочь Роберта Редфорда Эми, чей дебютный фильм The Guitar как раз посвящен «сбыче» детских мечт. Аккуратно наманикюренными пальцами (ну какая девушка об этом не мечтает?) Кассандра исполняет незамысловатый аккомпанемент к песне-калейдоскопу Red Guitar, которой открывается новый альбом: «умываюсь голубой водою, спать ложусь на белых простынях, поутру пью черный кофе, а затем играю на красной гитаре». Прозвучала в этот вечер и заглавная композиция со свежего релиза: Another Country. Название пластинки можно понимать буквально: запись проходила в итальянском городе-музее Флоренции при активном участии гитариста и продюсера Фабрицио Сотти (Fabrizio Sotti), но сама песня о другом: «проснувшись, я увидела другую страну в твоих глазах».
Из таких подкупающих своей наивной жизненностью сюжетов и соткан новый альбом Кассандры Уилсон. Ей принадлежит авторство всего материала за исключением двух инструментальных пьес в исполнении Сотти и всемирно известной «неаполитанской песни» ’O Sole Mio. В ней, кстати, особенно отчетливо проявляется индивидуальная манера вокалистки: если не вслушиваться в слова, мелодию (одну из самых узнаваемых в мире) легко не узнать. Кассандра не выпевает и не растягивает ноты (на манер хора мальчиков-зайчиков из памятной серии «Ну, погоди!»), а словно проговаривает итальянский текст своим низким грудным голосом, почти как Сезария Эвора. Легкая будто шорох шелка самба Almost Twelve навеяна ночными «приключениями» в старой части Флоренции, где многие улицы закрыты для автомобилей, и добираться до нужного адреса, будь он даже «буквально тут за углом», можно пару часов — почти до полуночи. В No More Blues теплые гитарные аккорды и расслабленный ритм напоминают баллады Эрика Клэптона вродеChange the World, а меланхоличная When Will I See You Again близка по стилистике песням любимого Кассандрой Стинга. Окрашенная в глубокие темные тона Passion цепляет гитарным рифом Сотти на басовых нотах и атмосферным аккордеоном Жюльена Лабро(Julien Labro). Закрывает пластинку записанная вместе с камерным хором New Orleans Center for Creative Arts африканская песня Olomuroro (соавтор которой, перкуссионист Лекан Бабалола (Lekan Babalola), задает ритм всего альбома на пару с Мино Синелу(Mino Cinelu), французским коллегой по цеху), в которой вокал Кассандры контрапунктом движется против течения детских голосов словно солирующий саксофон или труба. «На сладкое» припасен бонус-трек — расслабленная фанковая версия ’O Sole Mio, где обнаженная басовая линия Николы Сорато (Nicola Sorato) звучит почти как ямайское регги.
Another Country, возможно, не самый притязательный альбом Кассандры Уилсон, известной освоением самых разных стилей, но с другой стороны он ознаменовал ее возврат к оригинальному собственному творчеству – если угодно, жанру singer-songwriter (не путать с российским представлением об «авторской песне»). Он прекрасно подойдет в качестве ненавязчивого фона в кафе или в дороге, но заслуживает и более пристального внимания взыскательных слушателей.
Виктор Гарбарук