Триумфальный джаз

В столице прошел седьмой фестиваль «Триумф джаза». В отличие от своих предшественников, это событие не вписалось в рамки одного дня: у него была пред- и постистория в виде открытия в филиале «Le Club» 14-го февраля и закрытия там же 16-го.

      Фестиваль, впервые прошедший в 2001 году, изначально планировался как парад российских звезд джаза. Вывести джаз за рамки клубной музыки на большую сцену, сделать его, если хотите, более доступным, и подспудно доказать самим себе, что «и мы тоже можем, и у нас тоже есть» – такова была основная идея и цель. Правда, на первом же «Триумфе» вместе с отечественными джазменами в роли барабанщика оркестра Игоря Бутмана выступил Билли Кобэм – звезда американского джаза. Еще один американец-триумфатор Пол Болленбек к тому времени уже играл во многих российских коллективах и был хорошо знаком московским слушателям. Так и стал фестиваль международным. За семь лет в Москве выступили «Take 6», Гэри Бертон, Ларри Корриэлл, Эл ди Меола, Джино Ваннелли и многие другие.


     Последний  «Триумф» исключением не стал. Игорь Бутман – отличный саксофонист и не менее выдающийся организатор - вновь привез звезд планетарной величины. «International Jazz Quartet» можно назвать открытием фестиваля. «IJQ» – детище басиста Алекса Ростоцкого, который объединил в одном квартете рояль (Сергей Фиглин), ударные (Виктор Джонс), бас-гитару  (Алекс Ростоцкий) и …фагот (Майкл Рабинович). Трудно сказать, кто был удивлен больше: публика, не привыкшая к исполнению джаза на столь неджазовом инструменте, или фагот, который звучал в нехарактерной для себя манере и больше напоминал саксофон. Надо отдать должное Майклу Рабиновичу, который столь искусно и гармонично вышил джазовый рисунок на канве музыки по существу академической: квартет исполнял фрагменты из  нового проекта «Картинки с выставки, или Прогулки с Мусоргским». «Два еврея: богатый и бедный», «Старый замок», «Сад Тюильри» и «Балет невылупившихся птенцов» - эти четыре номера легли в основу музыкального рисунка, который органично дополнялся элементами джаза и джаз-рока.


        Единственным женским голосом фестиваля стала европейская джазовая дива Энн Дюкро. Обаятельной француженке удалось растопить московскую публику, не слишком темпераментную и весьма разборчивую. Ее тембр нельзя назвать слишком приятным для слуха, но голос, сипловатый и глубокий, легко и непринужденно плыл над оркестром, словно его обладательница не прилагала ровным счетом никаких физических усилий. При этом исполнение было эмоциональным и насыщенно драматизмом. В яркой индивидуальности этой харизматичной женщине не откажешь, а для любого исполнительского искусства, особенно для джаза, это все-таки главное.


       Энн Дюкро пела в сопровождении хозяев фестиваля – биг-бэнда Игоря Бутмана. Солистка и оркестр, – каждый из которых самобытен и по существу самодостаточен, дуэтом исполнили свой номер. Дуэтом, потому что бэнд звучал настолько слаженно и стройно («нотка в нотку»), что воспринимался исключительно как единое целое.


     Как  всегда  взрывным, горячим, и непревзойденным технически, хотя и немного слащавым, было выступление Даниила Крамера и его интернационального трио: к барабанщику Игорю Бутману присоединился молодой, амбициозный и очень перспективный басист Ричи Гудс. Кому-то покажется однообразной манера исполнения, а кто-то скажет, что маэстро не хватает дерзости и экспериментальной смелости – так или иначе, музыка, заставляющая напряженный слух расслабиться и погрузиться в аккорды ясные и однозначные и на сто процентов джазовые, оказалась как нельзя более кстати среди непрерывного смешения стилей и направлений.


      А под занавес фестиваля виртуозный оркестр «Soul Bop Band», состоящий из искусных музыкантов: трубача Рэнди Бреккера, саксофониста Билли Эванса, пианиста Дэйва Кикоски, гитариста Хайрема Баллока, басиста Тома Барни и ударника Родни Холмса веселили, горячили, и дразнили публику. Музыканты, которые «извлекают» из своих инструментов в первую очередь неподдельное удовольствие, а потом уже звук, казалось, решили превзойти самих себя. Яркие, искрометные, урбанистические композиции, насквозь пропитанные «раскаленным» фанком, заметно повысили музыкальный градус фестиваля. Публика отвечала им искренними и шквальными аплодисментами. Ну что ж, у этих ребят есть все: и техника, и душа, и неистощимая энергия для поиска и смелых экспериментов.
 
     …Можно бесконечно долго говорить о музыке, но только об одном нельзя забывать: не существует музыки без слушателя. Правильнее даже сказать, что она существует для и ради слушателя. И «Триумф» в этом смысле – прекрасная возможность для исполнителей, играющих в разных стилях, но объединенных одной страстью – джазом и желанием поделиться своим мастерством с публикой. Последнее не проведешь. Оно выносит вердикт, в данном случае – однозначно положительный. Зрители признали, что фестиваль на все сто оправдывает почетное звание триумфального.

 

Ольга Калмыкова