Триумф джаза 2014

Полюбившийся московской публике международный фестиваль «Триумф джаза» завершился последним большим концертом 2 марта на сцене Светлановского зала Дома Музыки. 

    Мне предложили сыграть одну вещь на семь четвертых, но я сказал: «Спасибо, я лучше сыграю во втором отделении на четыре четверти»

    Эту фразу произнес Игорь Бутман, вдохновитель и организатор «Триумфа джаза», перед выходом на сцену Рудреша Махантхаппы, альт-саксофониста из Нью-Йорка. Музыка Рудреша и его группы «Gamak» действительно отличается неординарными ритмами, порой сложными как для слушателя, так и для исполнителей. В первом отделении музыканты играли композиции со своего последнего альбома, причем начали в той же последовательности, что и на пластинке: «Waiting Is Forbidden», «Abhogi», «Stay I» и так далее. Сочинения Рудреша, несмотря даже на его индийские корни, нельзя назвать этно-джазом: он не использует народные инструменты, а национальные мотивы, которые периодически слышатся в импровизациях, ведут себя деликатно и не мешают развитию общей темы. Саксофон в этой музыке лидер, но не диктатор, напротив, в группе царит настоящая демократия и глобализация: здесь солируют и импровизируют как индус Рудреш и пакистанец гитарист Рез Аббаси, так и американцы (барабанщик и басист), за счет чего каждое произведение превращается в диалог культур и мнений, порой медитативный, но чаще наполненный остроумием и джазовым юмором. И хотя в музыке Рудреша больше молодости и стремительности, чем мудрости, ее по праву можно назвать именно медитативной, чем-то даже отдаленно напоминающей записи лейбла Strata-East. Будем надеяться, что ребята еще не раз выступят в Москве и порадуют слушателей своей энергией и изобретательностью.

    «When in Russia, do as the Russians do»

    Второе отделение было целиком посвящено исполнению стандартов. Сначала биг-бэнд Игоря Бутмана разогрел публику попурри на темы из джазовой классики: «Бутман играет Бутмана» - это сочинение авторства пианиста Николая Левиновского, на «западный» манер это называется «medley», и это самая настоящая услада слуха, ибо что может быть радостнее узнавания известных вещей вроде «Танцев в Савое» или «Moonglow». Потом на сцену вышел Джонни Роджерс (Johnny Rogers), бродвейский певец, тоже из Нью-Йорка, как и гости из первой части концерта. Вышел он в шапке-ушанке с возгласом: «Когда ты в России, делай, как русские». А еще он поблагодарил американское посольство, без которого праздник джаза в таком масштабе вряд ли осуществился бы. Джонни Роджерс - человек очень артистичный. Стандарты в качественном исполнении с оркестром звучали очень по-американски, точнее, по-бродвейски. Кроме того, каждая из песен была о любви, что вдвойне актуально в начале весны. Из многочисленных стандартов (не стоит все перечислять, они и так узнаваемые, программа второго отделения чем-то даже напоминала хрестоматию, своего рода 'songbook' из репертуара Синатры, сочинений Эллингтона и Гершвина) выделю наиболее понравившуюся мне аранжировку «I've Got A Crush On You» с лиричным соло тромбона, а также блюз «Willow Weep For Me», способный покорить любое хрупкое женское сердце. Концерт триумфально завершился совсем не джазовым хитом Джо Кокера «You Can Leave Your Hat On» (стоит ли говорить, что эту песню Роджерс пел в ушанке, чем привел зрителей и особенно зрительниц в полный восторг). Если говорить серьезно, то поводов для восхищения было много, и это не только стильные лакированные туфли музыкантов, галстуки в гамме российского флага, ярко-красные носки и в цвет им сурдины для труб: 2 марта в Доме Музыки перед нами играл настоящий джазовый оркестр, играл в лучших традициях, очень вдохновенно и профессионально. А нам, простым зрителям, не остается ничего другого, как ждать следующих хороших концертов и новых впечатлений. 

 

 

Лидия Панкратова