Tandem «Pitchfork for Silence»

Переиздание релиза 1996 года отличной группы из Владивостока, в составе которой начинали самореализовываться Павел Руминов и Олег Чубыкин.

     В середине 90х годов во Владивостоке четверо молодых людей, воспитанных  исключительно на западных музыкальных гармониях, основали свой рок-бэнд «Тандем». Имена двоих из них, Олега Чубыкина и Павла Руминова, сейчас знакомы гораздо большему количеству людей, чем лет 10-11 назад. Олег в прошлом году прорвался на радио, записав третий сольный альбом «Вельвет», и укрепился в статусе заметного и интересного соло-исполнителя, практически в одиночку представляющего в нашей стране жанр доступной, но качественной и мелодичной поп-музыки с уклоном в софт-рок. Павел же нынче  удостаивается в прессе титулов вроде «русский Хичкок, Линч, Тарантино, Шьямалан» (нужное подчеркнуть), и только что представил широкой публике свой хоррор-триллер «Мёртвые дочери». Десять лет назад, когда одноклеточность и отсталость отечественного музыкального бизнеса ощущалась особенно остро, и когда все ещё только готовились к «владивостокской волне» (для большинства обозначенной лагутенковским мяуканьем под «Утекай»), эти люди записали четырнадцать великолепных песен, которые по своему потенциалу могли бы, пожалуй, взорвать британские чарты несколькими десятилетиями ранее.

 

     «Pitchfork  for  Silence»  –  пластинка настолько не  русская  по духу, по настроению, что начинаешь сомневаться, что всё это записали и выпустили ншисоотечественники. Все треки на альбоме «Тандема» – англоязычные, и в них сто процентов английского настроения, мелодизма и прочих атрибутов, не свойственных большей части отечественных альбомов.

 

     Сравнения творчества Чубыкина и Руминова, да плюс еще второго вокалиста Александра Иванова, с ансамблемThe Beatles – самые очевидные, хоть и раздражают, судя по некоторым цитатам из буклета альбома, самих «тандемовцев». До Tandem русский вариант «ливерпульской четвёрки» пытались создать в бит-квартете «Секрет»Леонидов и Фоменко, но тогда это всё-таки было таким осознанным подражанием и больше имиджевым сходством. Здесь же «все, как в Ливерпуле», этот мелодизм впитан чуть ли не с молоком матери. Остаётся лишь досадовать, что Tandem так и остались местечковыми звёздами музыкальной тусовки Владивостока, начав тихонько угасать в разгар восхождения на столичный олимп «Мумий тролля», а позже и вовсе распались во время становления новой, «фабричной» музыкальной действительности.

 

        В  «Pitchfork  for  Silence»  нет  явных  хитов,  но  не   наблюдается  и  проходных  номеров, это цельный альбом-стихотворение, бесконечное повествование о жизни и любви, чувствах и чудесах. Это настроения и ощущения туманного утра, теплой зимы, английских дождей…что, конечно, штампы, которыми можно, допустим, охарактеризовать не одну романтичную поп-пластинку из Великобритании.

 

        Более  менее   все   же   выделяющихся  песен   на   пластинке   несколько.  Это  и  «Rain,  Rain»,  спустя несколько лет перезаписанная Чубыкиным с русским вокалом, и «Yes, IDo» на двоих сочинённая Ивановым и Руминовым  и, пожалуй, формально представленная на диске как би-сайд, «Waiting For The Thursday Rain». «Услышав это,Пол Маккартни с горя подался бы в хоккеисты!» – примерно так вот амбициозно утверждают «тандемовцы» в своём предисловии к альбому.

 

       Вообще, при всем уважении к Александру Иванову, сейчас сочиняющему для целого ряда наших поп-звезд, песни, сочиненные целиком и полностью Чубыкиным, имеют чуть больший коммерческий потенциал и, если хотите, лучше «ложатся на ухо». Поэтому неудивительно, что сольным творчеством после распада коллектива занялся именно Олег (успевая по ходу ещё и быть саундпродюсером для Массквы, «Братьев Грим» и других поп-роковых героев). В принципе, играй Tandemнекую смесь панка и регги, параллели в музыкальной истории привели бы нас к тому, что Чубыкина можно было бы назвать русским Стингом, который тоже отменный мелодист и больших успехов достиг именно в одиночку, делая все сам. Но здесь, не забывая о ливерпульских настроениях, скорей стоит вспомнить имя Джорджа Харрисона.

 

       Так или  иначе, в русской музыке аналогов такому явлению, как Tandem не было, возможно, поэтому они довольно скоро изжили себя, переключившись на другие проекты. Не помогли ни мощные выступления в столичных «16 тоннах» и на каких-то питерских фестивалях с Лагутенко, ни чудесно сделанные Руминовым клипы. Не принесло массовой популярности Tandem и их главное преимущество – потрясающие записанные и мелодичные песни. Когда используются старинные эффекты вроде «реверса» и музыкальных партий задом наперёд (в «Waiting For The Thursday Rain»), когда Иванов и Чубыкин поют вдвоем в унисон, унося своим вокалом в какие-то совсем уж заоблачные английские дали, когда мелодия «Rain, Rain» не покидает тебя спустя ещё весь день после прослушивания.

 

      «Pitchfork for Silence», или «Камертон для тишины» - самый недооценённый отечественный альбом из девяностых, переиздан в конце 2006го, и, будем надеяться, сейчас окажется более замеченным ввиду определенной популярности Чубыкина и набирающего обороты Руминова (клипы, кстати, на CD тоже присутствуют, так что можно оценить и ранние видеотворения «отца русского хоррора»). Это как раз тот случай, когда лучше поздно, чем никогда.

 

Максим Корольков